Глеб Столяров
МОСКВА, 13 мар (Рейтер) - У логистической компании Никиты Миненкова на границе с Китаем в Благовещенске дела и раньше шли хорошо, а после начала «специальной военной операции» в феврале 2022 года и введения санкций они пошли еще лучше - ее оборот удваивается уже два года подряд.
Eurasia Logistics Group Миненкова - одна из многочисленных российских компаний, процветающих благодаря росту торговли с Китаем, поскольку большинство западных компаний покинули Россию.
Успех компании подчеркивает все более тесные экономические отношения Москвы с Пекином, покупающим все больше российской нефти и поставляющего ей товары, в том числе автомобили, спецтехнику и промышленное оборудование.
Китайские данные о торговле с Россией за 2023 год показывают, что экспорт автомобилей в РФ вырос почти в семь раз, более чем на $10 миллиардов по сравнению с 2022 годом.
Общий объем российско-китайской торговли за последние два года подскочил на 64% до $240 миллиардов.
«Это планомерное взаимовыгодное развитие торгово-экономического сотрудничества, которое имеет давние корни», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Учитывая, (что) в целом отношения стратегического партнерства между нашей страной и КНР находятся на историческом пике, и будем надеяться, это еще не пик и что еще мы будем дальше развиваться, то совершенно очевидно, что такое развитие сопровождается бурным ростом торгово-экономических отношений», - сказал он.
По прогнозу Всемирной торговой организации (ВТО), рост глобальной торговли восстановится до 3,3% в 2024 году после ожидаемого замедления до 0,8% в 2023 году.
«Резкий рост российско-китайской торговли иллюстрирует, что санкции со временем теряют свою силу, поскольку страны, не участвующие в них, используют экономические возможности, оставшиеся после отступления западных компаний», - сказал Рейтер Зак Мейерс, помощник директора лондонского Центра европейских реформ.
Больше других от массового исхода западных автоконцернов, сопровождавшегося продажей автозаводов в РФ за копейки, выиграли китайские автопроизводители.
Доля китайских автомобильных брендов на авторынке России подскочила с менее чем 10% до более 50% меньше чем за два года.
Дилерские центры, которые когда-то продавали модели Volkswagen, Renault, Hyundai, переключились на китайские автомобили, такие как Chery и Geely.
«Спрос на китайские автомобили вырос в том числе из-за того, что традиционные бренды ушли, альтернативы нет», - сказал руководитель отдела продаж дилерского центра Changan Центр Авторусь Мытищи Владислав Вершинин.
«Стало выгодно заниматься, китайцы стали не теми китайцами, которые были раньше, они меняются, очень быстро адаптируются, - сказал он. - Отношение покупателей меняется, однозначно. Люди по-другому смотрят на эти бренды, люди доверяют брендам».
По данным аналитического агентства Автостат, продажи автомобилей Changan в России выросли почти до 47.800 в 2023 году с 2.550 в 2022 году. По итогам прошлого года это был пятый самый продаваемый автомобильный бренд, а в феврале 2024 года восемь из 10 самых продаваемых автомобильных брендов в России были китайскими, свидетельствуют данные агентства.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ
Мейерс из Центра европейских реформ считает, что расширение китайско-российских торговых связей сопряжено с рисками для обеих сторон.
«Существует значительный риск для России... (которая) сейчас гораздо больше зависит от Китая, чем Китай зависит от России. Китай является »партнером«, которому Россия глубоко не доверяет», - сказал он.
«Запад остается гораздо более крупным торговым партнером Китая, чем Россия, и Китаю есть что терять, если западные санкции начнут затрагивать значительное число китайских фирм».
Однако Кремль не видит рисков:
«Нет, мы не видим в этом экономических и политических угроз. Здесь я хотел бы напомнить, что и на встречах, и на переговорах и президент (Владимир) Путин, и председатель Си (Цзиньпин) ставили целью дальнейшее развитие объема торгово-экономических отношений, вывод их за горизонт $200 миллиардов еще до начала СВО», - сказал Песков.
Китайские компании уже помогли российскому автомобильному рынку восстановиться после серьезного спада в 2022 году, когда было продано всего 626.276 легковых автомобилей. По данным Автостата, продажи в 2023 году составили 1,06 миллиона легковых автомобилей, что все еще ниже прежнего уровня в 1,52 миллиона в 2021 году.
«Перспективы в плане европейских брендов пока туманны, а бизнес должен жить, и будет жить, значит, на китайских брендах», - сказал Вершинин.
Миненков, чья логистическая компания базируется в Благовещенске, расположенном недалеко от пограничной реки Амур, сказал, что оборот его компании резко удвоился в 2022 и в 2023 годах, по сравнению с ростом примерно на 30% в предыдущие годы.
«В начале 2023 года был просто ошеломляющий спрос, когда скупали просто все, - сказал он. - Это эффект паники, когда люди опасались - а вдруг Китай закроется?»
Компания специализируется на импорте товаров, в первую очередь промышленного оборудования и спецтехники, а также логистических услугах.
По данным СПАРК-Интерфакс, выручка двух основных компаний группы в 2022 году выросла на 290% до 970 миллионов рублей в годовом исчислении. Данных за 2023 год пока нет.
Москва стремится к установлению более тесных связей с Пекином в рамках разворота на Восток.
Россия планирует нарастить инвестиции в увеличение пропускной способности железных дорог, доставляющих грузы на Дальний Восток, до 366 миллиардов рублей в этом году, что примерно на 40% больше инвестиций 2023 года. Планируется, что пропускная способность БАМа и Транссиба достигнет 210 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению со 173 миллионами тонн в 2023 году. В первую очередь это делается для расширения торговли с Китаем и другими азиатскими странами, в основном углем, нефтью и другими полезными ископаемыми.
Евгений Гудков, руководитель отдела маркетинга KST, московского импортера китайской спецтехники, сказал, что два года назад поставки из Китая были незначительными.
«Мы запчастями (раньше) занимались... А после 2022 года мы уже плотно занялись (поставками китайской техники)», - сказал он.
«Появился большой спрос в связи с тем, что европейский рынок по большей части закрылся для России, - сказал он. - В связи с этим вырос спрос на китайскую спецтехнику как альтернативу. Не мы создали рынок, рынок создал компанию».
(Глеб Столяров при участии Дмитрия Антонова, Филиппа Бленкинсопа, Александра Марроу)