Попытка российских властей наладить производство китайских автомобилей под маркой «Москвич» обернулась провалом.
Бывший завод Renault в Москве, способный производить 180 тыс. машин в год до перехода в собственность столичных властей, выпустил в 2023 году лишь 31 тыс. автомобилей, следует из данных «Автостата». Все произведенные машины были вариациями моделей китайской JAC, которую подавали в качестве «Москвичей».
В частности, компактный кроссовер «Москвич 3» и его электрическая версия «Москвич 3е» являются вариантами китайских JAC JS4 и iEVS4. В свою очередь, лифтбек «Москвич 6» — это версия китайской Sehol A5 Plus, суббренда JAC Motors.
Из 31 тыс. произведенных методом крупноузловой сборки машин «Москвич» смог продать чуть меньше половины — 15,3 тыс. автомобилей. В результате убыток завода вырос за год в 3,6 раза, до 8,6 млрд руб., говорится в отчетности «Москвича».
Несмотря на то, что завод предлагал полные копии китайских машин под видом российских, он продавал их вдвое дороже оригинала. Так, в автосалонах цены на «Москвич» начинались от 2,4 млн руб. и доходили до 3,1 млн, тогда как китайские оригиналы стоили в КНР 1,36–1,87 млн руб.
В итоге после финансового провала в 2023 году автозавод «Москвич» решил заняться поиском второго восточного партнера помимо JAC Motors, рассказал РБК источник, знакомый с планами завода. Также производитель в марте впервые снизил цены на свои модели. По некоторым из них снижение составило 712 тыс. руб. (почти на 30%).
Кроме того, завод почти на треть снизил производственный план — в этом году будет выпущено 22 тыс. «Москвичей», говорит источник РБК. При этом гендиреткор КамАЗа, который выступает производственным партнером завода, Сергей Когогин отмечал, что уровень безубыточности достигается при выпуске 40 тыс. автомобилей в год. Он также говорил, что JAC — «не самая крупная» автомобильная корпорация в Китае, намекая на возможное сотрудничество с другими производителями.
Весь прошлый год завод занимался поиском новых китайских партнеров, однако успехом это не увенчалось, говорит источник РБК в одном из китайских автобрендов. Другой собеседник отмечает, что если заводу не удастся найти нового партнера и в этом году, то производителю придется корректировать СПИК (специнвестконтракт с Минпромторгом) и отложить локализацию на более поздний срок. На текущий момент объем обязательства «Москвича» по СПИКу составляет около 6 млрд руб.
Покрывать текущие убытки завод планирует за счет займов, но они не должны помешать инвестициям в производство, отметил еще один источник.
«Москвичу» крайне необходимо расширить модельный ряд и увеличить объемы производства и продаж, а также найти внешнего заказчика на контрактную сборку автомобилей другого бренда, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, слабые продажи «Москвича» связаны с отсутствием внятной, адекватной рынку стратегии маркетинга и продаж.
«Даже несмотря на отдельные технические проблемы с самими автомобилями, при грамотном позиционировании они смогли бы найти больше покупателей», — считает Бургазлиев.