Вчерашние голосования важны хотя бы тем, что каждый из номинантов на президентских выборах получил математически необходимое количество делегатов для поддержки на партийных съездах летом. У Трампа теперь 1228 (нужно было 1215) голосов, а у Байдена — 2101 (1968).
Главный итог вчерашнего голосования — оба кандидата выходят на финишную прямую для номинации. И даже несмотря на то, что ни Трамп, ни Байден, возможно, не имеют единогласной поддержки внутри своих партий, изменить предстоящее решение партии электоральными инструментами теперь окончательно невозможно.
Подобная ситуация не очень характерна для американских выборов. До официальной номинации остаётся ещё почти полгода, а кандидаты уже известны и, более того, имеют возможность вести кампанию друг против друга. Тем более необычная ситуация, что в прошлом политическом цикле эти же самые кандидаты уже сражались друг против друга.
Единственная интрига, которая, вероятно, раскроется в ближайшее время — кандидатура вице-президента в бюллетене Дональда Трампа. В 2016 году Трамп вёл кампанию, преодолевая очень мощное сопротивление внутри Республиканской партии. За время праймериз он настроил многих республиканцев против себя, из-за чего многие его инициативы встречали в Конгрессе сопротивление не только демократов, но и республиканцев.
Самый яркий из этих примеров, пожалуй, — санкции против России, которые Трамп не поддерживал, но, понимая, что по этому вопросу в Конгрессе сформировался однозначный двухпартийный консенсус, был вынужден санкции вводить. Накануне же выборов, когда ему был нужен компромисс с республиканским истеблишментом, Трамп выбрал вице-президентом Майкла Пенса — традиционного республиканца, практически с идеальными республиканскими политическими позициями и послужным списком.
С 2016 года ситуация, кажется, радикально изменилась. Сейчас Республиканская партия практически превратилась в партию Трампа. Об этом свидетельствуют, в частности, высокие результаты Трампа на кокусах в тот период, когда в предвыборной гонке против него ещё участвовали другие республиканцы.
На праймериз Трамп получал обычный результат — 55–65% голосов. Кокусы же, в которых участвовали активные члены Республиканской партии, он выигрывал с результатом 80–100%. Это особенно хорошо видно в сравнении с результатами кокусов 2016 года, многие из которых Трамп вообще проиграл.
Так что Трамп может не стесняться и пригласить к себе в качестве вице-президента какого-нибудь ярого MAGA-активиста (MAGA — Make America Grreat Again, выборный и президентский лозунг Трампа). Периодически Трамп намекает, что решение о вице-президенте будет принято в ближайшее время, причём кандидатура «не станет сюрпризом».
Об усилении Трампа и трампизма в Республиканской партии говорит и смена руководства в национальном республиканском комитете. После первого супервторника об отставке заявила Ронна Макдэниел, возглавлявшая его с января 2017 года. Новым председателем комитета стал Майкл Уотли, активно поддерживавший Трампа в 2020 году в попытке не допустить утверждения Байдена победителем президентских выборов. Пресса сообщала, что Уотли даже был участником разговора Трампа с властями штата Джорджия: Трамп требовал «достать ему недостающие голоса». Этот эпизод стал причиной одного из уголовных преследований в отношении бывшего президента.
Сопредседателем комитета стала Лара Трамп — невестка Дональда Трампа, супруга его третьего сына Эрика.
Трамп сейчас играет очень странную роль: он уже (ещё) не президент, тем не менее фактически применяет право президентского вето на законопроекты о бюджете. Именно по его воле Палата представителей до сих пор обсуждает несколько законопроектов — под угрозой шатдауна, и именно из-за его решения Украина до сих пор не получает помощи от Соединённых Штатов.
Неясно, какое решение партийные комитеты примут в отношении оставшихся праймериз, которые намечены до начала лета. С одной стороны, по итогам уже состоявшихся голосований в обеих партиях кандидаты набрали необходимое количество делегатов и ни у одного из них не осталось соперников. С другой стороны, Трампу выгодно продолжать кампанию, чтобы набирать рейтинговые очки. Помешать ему могут разве что судебные решения, по которым он должен выплатить более полумиллиарда долларов.
Байдену же скорее не выгодно тратить ресурсы на кампанию праймериз, а подготовиться к «финишной прямой». Становится очевидно, что с точки зрения имиджа большой проблемой для демократического избирателя становится возраст действующего президента. Если он выиграет нынешние выборы, то к концу второго срока ему будет уже 87 лет. В недавнем ежегодном обращении к Конгрессу Байден уже отшутился на эту тему, но опросы общественного мнения показывают, что фактор возраста крайне негативно влияет на рейтинг президента.
Обращение президента Байдена к Конгрессу
7 марта Байден обратился к Конгрессу с ежегодным докладом, посвящённом приоритетам государственной политики.
Первым пунктом, прозвучавшим на собрании американского парламента, стал вопрос американской поддержки Украины. Президент Байден увязал эту тему с вызовами демократии, с которыми сталкивается Америка в международной и во внутренней политике.
Это было третье послание Байдена с начала полномасштабного российского вторжения, и можно делать определённые выводы относительно изменений в американской позиции. Байден обратился к Конгрессу с призывом в кратчайшие сроки обеспечить финансирование ВСУ, учитывая, что этот вопрос остаётся самым острым в украинско-американских отношениях. Вместе с тем интересно, что Байден не поприветствовал с трибуны посла Украины в США Оксану Маркарову, которая посещала обращение президента в 2022 и 2023 годах. В 2024 году она была приглашена в качестве гостя первой леди. Кроме того, Белый дом подтвердил, что планировал пригласить на мероприятие супругу Владимира Зеленского и вдову Алексея Навального. Обе отказались от участия, в связи с чем Байден не упомянул в своей речи ни одного из лидеров сопротивления Путину — ни Владимира Зеленского, ни Юлию Навальную. Президент США занял, пожалуй, максимально жесткую позицию в отношении Владимира Путина, однако, к сожалению, не упомянул мужественную борьбу российского гражданского общества против автократического правления. Байден однозначно заявил, что не собирается отправлять американские войска в Украину.
Слова о поддержке Украины в зале встречали бурные овации большинства присутствующих. Многие члены Конгресса присутствовали в зале в цветах украинского флага, а конгрессмен-демократ из Нью Джерси Билл Паскрелл был окутан флагом Украины.
В зале присутствовали и противники американской помощи Украине. За спиной президента сидела Камала Харрис — вице-президент и по совместительству председатель Сената и Майк Джонсон — республиканец, спикер Палаты представителей. И каждый раз, когда зал взрывался аплодисментами, к которым присоединялась Камала Харрис, Майк Джонсон не хлопал и неодобрительно качал головой. За всё выступление президента Джонсон, кажется, ни разу не присоединился к аплодисментам.
Обращение было и предвыборной речью. Дональда Трампа президент упоминал исключительно как «мой предшественник». В зале присутствовали преданные сторонники Трампа, которые позволяли себе крики в адрес президента. В частности — конгрессвумен Марджори Тэйлор Грин в кепке Make America Great Again и красном пиджаке. Несколько других членов Конгресса тоже были одеты в символику MAGA.