Здравствуйте, дорогие читатели The Moscow Times!
С вами еженедельная рассылка, в которой мы предложим одну парадоксальную идею, а еще расскажем:
- что мы в России делали все эти восемь (а на самом деле гораздо больше) лет;
- как получилось, что за пост президента США бьются только старики;
- какими будут последствия назначения Валерия Залужного послом Украины в Великобритании.
Но прежде чем перейти к чтению, подпишите родных, близких и далеких на нашу рассылку – будет что обсудить.
Начнем с удивительной, давно не виданной – наверное, с первых, то есть легальных президентских сроков – близости Владимира Путина к гражданам РФ.
За последний месяц полтора десятка встреч и выступлений перед разнообразным народом, от работников самолетного завода и тепличного хозяйства до студентов-иностранцев и военных. Эти встречи анекдотически сопровождаются отключением интернета и запретом на пользование лифтами – обычными, не социальными. Но все равно – аномальная активность!
Это мы еще не считаем послания Федеральному собранию. Зачем такая активность?
Вроде бы странный вопрос: а как еще быть национальному лидеру товарищу Владимиру Путину? У него же вот-вот «выборы», да они уже даже и начались – в труднодоступных местах и воинских частях. Раз «выборы», надо больше внимания обращать на себя избирателей, доносить до них свою программу, идеи, если какие вдруг есть.
Но куда уже больше-то! По подсчетам «Голоса», за прошлую неделю национальный лидер товарищ Владимир Путин фигурировал в эфире шести основных телеканалов 999 минут, а все остальные «кандидаты» вместе – 34 минуты, почти в 30 раз меньше.
То есть присутствие в медийном поле – обеспечено.
Да и не конкуренты они Путину, эти «кандидаты» – избиратель их почти не замечает.
Можно, как принято в России, свалить все на женщин как предлагают колумнисты Ксения Лученко и Михаил Комин, но едва ли Кремль видит в них всех реальную, сиюминутную угрозу.
Тогда в чем дело? Три версии.
Первая
Некоторые политологи считает, что это, да, влияние выборов, но в контексте прошлогоднего мятежа Евгения Пригожина, когда выяснилось, что подданные легко поддаются обаянию нелегитимного полевого командира.
Вторая
Другие политологи (чаще иностранцы) говорят об исчерпании повестки у нацлидера, об отсутствии идей, каковое отсутствие и приходится затуманивать обилием публичных контактов и выступлений. Логика примерно такая: собственная рациональность у Путина отсутствует, он действует по программе, заложенной с самого начала, с Бориса Ельцина. Тогда он выполнял две задачи: военную, то есть усмирение Чечни, и коррупционную, то есть благополучие и неприкосновенность семьи (широко понятной) Ельцина. Войны Путин ведет с тех пор почти без перерывов, а защита интересов семьи Ельцина трансформировалась в защиту интересов собственной коррупционной группировки. Кстати, регулярные нападки Путина на «лихие 1990-е» связаны с навязчивым желанием изобразить самостоятельность. (Комически несправедливой была последняя из таких нападок – на гуманитарную помощь и «ножки Буша», благодаря которым у многих россиян вообще была еда.)
Война в Украине, как и полагается войне, взорвала новый пузырь в политическом болоте, «разнообразила» повестку, но она снова исчерпана. Пропагандисты, конечно, подают взятие Авдеевки как грандиозную победу, но речь-то идет о неимоверной цене, десятках тысяч жизней, заплаченных за небольшой участок земли, засыпанный строительным мусором и заминированный.
Приходится развлекать почтеннейшую публику серьезными инвективами: что лучше, огурец или помидор?
Третья
Есть политологические исследования, которые показывают, что лучшая защита от госпереворота для персоналистской диктатуры – демонстрация внешней легитимности. Говоря проще: национальный лидер товарищ Владимир Путин настолько увяз в войне, что стал терять контроль над ситуацией – ее теперь в большой степени определяют военные и другие силовики.
Чиновники вполне адаптировались и планируют существовать в военном режиме сколько потребуется.
Парадоксальная идея
Зато повестка есть у правых националистов, пожалуйста – Александр Дугин, философ «евразийства», со страниц оголтелого госпропагандистского ресурса диктует, что делать. Читать страшно.
И вот она, парадоксальная идея. Чтобы не стать пешкой или даже жертвой, нацлидеру и приходится искать внешней легитимности – ее можно противопоставить давлению силовиков.
Непонятно, сохраняет ли Путин остатки адекватности, но кажется, следующий шаг в эскалации – прямое столкновение с НАТО, которая теперь, спустя два года после начала войны, понимает, с кем имеет дело и, вероятно, ко многому готова.
Эмманюэль Макрон, президент Франции, намерен послать войска даже в Украину, если РФ удастся серьезно развить нынешние небольшие успехи.
Что мы делали все эти «восемь» лет
В нынешней – приятно это написать – слабости… хорошо, предположительной слабости Путина, надо признать, виноват он сам и его экономическая команда. Два наших колумниста, политолог и экономист Владислав Иноземцев и аналитик Сергей Шелин с разными аргументами, но схожим образом объясняют неуязвимость… хорошо, пока неуязвимость экономики РФ: она справилась и с санкциями, и с финансированием военного производства, и даже, кажется, способна вести одновременно инфраструктурное строительство, чего не удавалось делать в мирное время.
Вероятно, стоит сделать вывод: то, что многие из аналитиков с досадой и удивлением считали скупердяйством, было подготовкой к войне. Два зайца были убиты: граждане свыклись с тем, что их благосостояние не растет; экономика накопила запасы и резервные мощности, которые теперь пошли в дело.
Уперлись только в недостаток рабочих рук.
Это заметно каждому, кто занят хотя бы каким-то бизнесом, но теперь еще это заметно из данных Росстата: россияне стали работать рекордно долго. Даже нет, не стали – им приходится работать рекордно долго.
Нефть сливается из бюджета
Почему мы так осторожничаем – пишем о российской экономике, что она пока неуязвима? Потому что санкции все-таки имеют смысл и все-таки действуют. Основа устойчивости режима – поступления от экспорта, в первую очередь нефти. Так вот, эти поступления резко упали.
Совсем уже тревогу, может, российским властям и рановато бить, но тревожные сигналы точно есть. Вот уже и Индия, которая за время действия санкций стала второй после Китая покупательницей российского сырья, стала от него отказываться. Не хочется попадать под американские рестрикции.
А аналитик нефтегаза Михаил Крутихин говорит о другой опасности для поступлений в бюджет – рентабельная нефтедобыча постепенно заканчивается.
Предательская Турция
Не только Индия ведет себя с российской нефтью трусливо, опасается американских санкций, но и двуличная Турция. РФ должна быть благодарна соседней стране, Турция очень помогла обходить санкции, как экспортные, так и импортные, но этому сотрудничеству приходит конец.
Нефтяной терминал Дертйол, очень важный логистический центр для РФ, перестал принимать российскую нефть. С этого терминала нефть уходила в греческие порты Коринф, Элефсис и Салоники, откуда отправлялась буквально куда угодно. С этого же терминала – несмотря ни на какие санкции – российская нефть попадала в центры торговли, переработки и хранения нефти в Северо-Западной Европе – Роттердам и Антверпен.
(В скобках заметим, что порт Дертйол находится в заливе Искендерун, с одной стороны его замыкает гора Муса-даг, место беспримерного подвига армянских крестьян, до последнего сопротивлявшихся турецкому геноциду.)
Плохо ведет себя Турция и в другой части обхода санкций – экспорт в РФ снизился на треть, и опять это происходит из-за боязни, что американцы накажут.
Но мало и этого! Турция еще и не позволяет россиянам платить за отдых!
Денежные переводы, отправленные из России, либо приходят слишком поздно, либо отправляются обратно. Объяснение такое же: турецкие компании находятся под давлением со стороны Запада, который хочет подорвать торговые отношения между Москвой и Анкарой.
Старики встретятся вновь
Интрига предварительного этапа американских президентских выборов окончательно умерла: 5 ноября в «финале» встретятся 77-летний республиканец Дональд Трамп и 80-летний демократ Джо Байден. В последний раз подобная ситуация разворачивалась в 1888 году, когда действующий президент Гровер Кливленд проиграл выборы Бенджамину Гаррисону, а в 1892 году уже Гаррисон проиграл выборы Кливленду. Но возраст «финалистов» – беспрецедентный совершенно.
Да, а интрига состояла в том, что Дональд Трамп мог лишиться права вообще участвовать в выборах – если бы Верховный суд принял точку зрения штатов Колорадо, Мэн и Иллинойс. Штаты посчитали, что Трамп как участник, пусть и словесный, атаки на Капитолий, то есть на власть, не может претендовать на пост в государстве. Но Верховный суд разрешил Трампу участие – иначе волеизъявление американцев на главных выборах в стране будет неполным.
Теперь, после супервторника, самое интересное, пойдет ли избиратель Никки Хейли, бывшей соперницы Дональда Трампа, голосовать за республиканского кандидата – или переметнется к демократам?
Есть и еще один важный момент. Сейчас в США стоит выбор не только между стариками, но и между либеральными демократами и антилиберальными автократами. Тот же выбор сейчас стоит и во всем мире.
Автократия в лице прежде всего Китая, но и России тоже, и многих стран Глобального Юга набрала очень большую популярность. И если к автократиям присоединятся еще и США, миропорядок изменится безвозвратно.
Дипломат с погонами
Назначение Валерия Залужного послом в Британию – тот случай, когда две стороны, не очень довольные одна другой, уже нашли максимально приемлемый вариант.
Украинский политолог Виктор Небоженко замечает, что в борьбе с генералом Залужным президенту Владимиру Зеленскому и руководителю Офиса президента Андрею Ермаку пришлось лишить должности еще двадцать генералов и старших офицеров Вооруженных сил Украины.
Так в украинской армии появилась группа обиженных военачальников и офицеров во главе с Залужным. Зеленскому и Ермаку пришлось придумать, как отделить их друг от друга: популярность Залужного в армии и обществе никуда не исчезла.
Точно так же поступил Владимир Путин: он увидел, как растет авторитет генерала Сергея Суровикина, который к тому же был в хороших отношениях с мятежником Евгением Пригожиным, – и испугался. Суровикин, если помните, осенью 2022 года отвел российские войска, когда им угрожал разгром, и Суровикин же построил линии обороны, которые не удалось взломать Залужному. Но Путин выгнал генерала в ссылку в Алжир на мелкую военно-техническую должность, а президент Зеленский нашел генералу Залужному достойное место в Лондоне.
Заметим, что это весьма своевременное решение – если бы не война, то в этом году в Украине должны были бы состояться президентские выборы. Россия уже взялась за делегитимацию Владимира Зеленского, хотя ничего незаконного в отмене выборов во время войны нет. Ну, Россия ни перед чем не останавливается.
Кстати, Зеленский отпустил мобилизованных с фронта, уступив многочисленным просьбам и обращениям – в отличие от Владимира Путина, который делает вид, что этой проблемы не существует. Женская политика, возникшая из-за странной ситуации с мобилизованными, мы писали об этом выше, может в конце концов ему дорого обойтись
Не секс, а брак!
Протоиерей Игорь Аксенов замыслил невероятное: остановить игру гормонов в молодых организмах россиян. Целомудрие до супружества – столь же прекрасная, сколь и фантастическая идея. Нет сомнений, если партия и правительство прикажут, иереи и чиновники будут отчитываться о массовой девственности российской молодежи – только совершенно непонятно, зачем это нужно. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», – сказал Христос, когда люди хотели вершить самосуд над блудницей. Тогдашние люди были честными и тихо разошлись. Дело, как мы знаем от святых отцов и от Спасителя, не в том, чтобы не грешить, это человеку невозможно, – дело в осознании себя греховным и в покаянии.
Мания крепкой многоплодной семьи охватила чиновничество – следом за несколько параноидальными рефренами национального лидера товарища Владимира Путина. Бездетная Татьяна Голикова диктует соотечественницам, когда и сколько им рожать детей, депутат Виталий Милонов считает беременность лучшим подарком женщине на 8 марта – из чего следует, что он явно отрицает женскую субъектность в семье. Правительство и вовсе призывает рожать ради квартир – что выглядит уже окончательной дикостью.
Но что следует сказать: зацикленность на сексуальности и семейной, то есть интимной, жизни дополнительно подтверждает отсутствие нормальной, интересной повестки у руководителей российского государства.
На этой нисколько не радостной ноте попрощаемся до следующих выходных.
Будьте здоровы и сексуальны!