Первые два месяца оказались провальными для нефтегазовой отрасли, следует из проводимого Центробанком мониторинга отраслевых финансовых потоков.
При анализе происходящего в экономике ЦБ смотрит, в частности, на денежные потоки в его платежной системе, разбивая их по отраслям. В феврале объем входящих платежей оказался на 3% ниже среднего уровня IV квартала 2023 г. (абсолютных значений ЦБ не приводит). Главной причиной спада стали отрасли, ориентированные на экспорт: поступления в них были ниже среднего за IV квартал на 12,2%. В январе входящие платежи в отраслях, ориентированных на внешний спрос, тоже были меньше среднего за октябрь–декабрь (–7,6%). «Основным драйвером снижения» стала добыча сырой нефти и газа, констатирует ЦБ.
По его мнению, это могло стать отражением снижения экспортных цен в конце прошлого года. Лаг между поставками и поступлением оплаты за них обычно составляет до двух месяцев, напоминает регулятор.
В конце прошлого года цены на российскую нефть стали падать, а дисконт Urals к Brent расти. В декабре он составил $13,65 против $9,57 в октябре, а затем Минфин перестал публиковать эти данные «в связи с законодательными изменениями, в том числе в Налоговом кодексе». Дисконт Urals к Brent составил около $18 в январе и примерно $17,5 в феврале, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные ценового агентства Argus.
Сокращаются не только цены, но и объемы нефтегазового экспорта. В рамках сделки ОПЕК+ Россия дополнительно сократит добычу нефти, а также экспорт нефти и нефтепродуктов. Сказываются и атаки на нефтеперерабатывающие заводы: производство падает, а с марта экспорт бензина запрещен на полгода. ЦБ в феврале понизил прогноз выручки от нефтегазового экспорта, ожидая, что он будет сокращаться в течение трех лет.
Бюджет этого пока не ощущает: его нефтегазовые доходы в январе–феврале (1,62 трлн руб.) превысили и прошлогодние, и базовые. Это результат налоговых новаций, призванных пополнить казну.
Без учета добычи полезных ископаемых, производства нефтепродуктов и государственного управления входящие платежи в экономике в феврале увеличились на 2,1%, отмечает ЦБ. Такая динамика финансовых потоков, по его мнению, в целом указывает на продолжение роста внутреннего спроса в I квартале. Правда, он растет не у людей: входящие потоки в отраслях потребительского спроса снизились на 0,6% — в основном за счет финансовых услуг, недвижимости и розничной торговли.