Сложилась беспрецедентная для американской политики диспозиция: на всеобщие выборы в ноябре номинантом от Республиканской партии вновь становится Дональд Трамп, а от Демократической — Джозеф Байден.
Но пока вернёмся к супервторнику. Результат Трампа действительно ошеломляющий, если смотреть на его соперничество с Хейли, но для самого Трампа он недостаточно хорош.
Первое
Хейли могла бы получить большую поддержку (больше делегатов на съезд), если бы во всех штатах действовал принцип пропорционального распределения делегатов. Победить Трампа ей бы всё равно не удалось, но результат был бы совершенно иным.
В штатах, участвовавших в супервторнике, действовали правила, согласно которым все делегаты засчитывались кандидату, получившему большинство голосов. Из 15 штатов супервторника обычная пропорциональная система подсчёта действовала всего в двух — Миннесоте, где Трамп победил Хейли с результатом 69% на 29%, а делегаты распределились 27 к 12, и Колорадо, где Трампа могло и не быть в бюллетенях, если бы не решение Верховного суда накануне. Там голосование завершилось со счётом 63% на 33%, что дало распределение делегатов 23 к 11.
Второе
Согласно некоторым опросам общественного мнения, едва ли не половина избирателей Хейли на прошлых выборах голосовала за Байдена. Другие опросы показывают, что голоса за Хейли скорее мотивированы не поддержкой кандидатки, а желанием выступить против Трампа.
Это частично подтверждается и географией поддержки Хейли: за неё голосуют в крупных городах, более богатые и образованные избиратели. Весьма вероятно, что в ноябре её избиратели (вновь) поддержат Байдена.
В 2016 году некоторые наблюдатели в ходе предварительных выборов обратили внимание, что серьёзную конкуренцию Хиллари Клинтон в демократических праймериз составляет ультралевый Берни Сандерс. Позднее, на всеобщих выборах, география поддержки Сандерса против Клинтон в среднем по стране практически полностью совпадала с поддержкой Трампа против Клинтон. Тогда избиратели Сандерса предпочли Трампа — несмотря на то, что он баллотировался из другой партии. Отличие нынешней кампании — в том, что Трамп заметно активнее опирается на поддержку региональных республиканских политиков и может потерять республиканских избирателей за пределами MAGA-движения. (Make America Great Again.)
Третье
Почти во всех штатах супервторника наблюдалась заметно более низкая явка в сравнении с 2016 годом, когда Трамп участвовал в республиканских праймериз в прошлый раз. Тогда его победа была обусловлена тем, что ему удалось мобилизовать некоторые категории традиционно демократических избирателей, особенно в колеблющихся штатах на северо-востоке Соединённых Штатов. На сей раз этого не было.
Исключением стал разве что штат Вермонт, единственный, где Никки Хейли выиграла у Трампа. Интересно, что в северных штатах явка упала сильнее, чем в южных, — а вместе с ней упала и поддержка Трампа. В штате Массачуссетс, например, в 2016 году на республиканских праймериз участвовало 630 тысяч человек, а в 2024 — 520. Магия цифр: в 2016 году Трампа поддержали 311 тысяч избирателей Массачуссетса (с учётом того, что кроме него в гонке участвовали ещё как минимум 5 сильных кандидатов), и в 2024 году его снова поддержали 311 тысяч, но выбор стоял только между ним и Хейли.
В Калифорнии явка снизилась почти вдвое (2,2 миллиона в 2016 году и 1,3 миллиона в 2024) при этом за Трампа тогда проголосовали 1,6 миллионов калифорнийцев, а в 2024 — чуть больше миллиона.
Однозначной победой Трампа, пожалуй, можно считать Техас, где в 2016 году он проиграл местному сенатору Тэду Крузу. При относительно небольшом снижении явки (2,8 миллионов в 2016 и 2,3 миллиона в 2024 годах) Трампа поддержали почти в два раза больше жителей Техаса (1,8 миллионов против 700 тысяч в 2016 году).
«Подарком» стал и штат Юта, в котором проводились кокусы. Юта особенный штат, там большим влиянием обладает политический клан Ромни. Митт Ромни получил номинацию Республиканской партии на президентских выборах против Барака Обамы в 2012 году и долгое время представляет Юту в Сенате. Митт Ромни был одним из наиболее активных антитрампистов во время администрации Трампа и занимал бескомпромиссную позицию во время импичмента. Тем не менее в прошедший супервторник Трамп выиграл кокусы в Юте с результатом 58% против 40% у Никки Хейли.
Четвертое
Тревожным звонком для Трампа является кампания Роберта Кеннеди-младшего. После того, как он объявил о том, что не будет баллотироваться от Демократической партии, он продолжил кампанию в качестве независимого кандидата. Он добился того, что его имя будет в бюллетенях в 6 штатах, включая некоторые южные (Миссисипи и Южная Каролина). Шансов на победу у него, разумеется, нет, но в американской системе выборов, где «победитель забирает всё», республиканский и в особенности трамповский избиратель может поддержать Роберта Кеннеди, в результате чего Байден, таким образом, получит большинство голосов.
Слухи о том, что Хейли также рассматривает перспективу участия в качестве независимого кандидата, были развеяны ей самой в выступлении о завершении предвыборной кампании. Она не поддержала Трампа, несмотря на то что давала такую клятву, но сказала, что Трампу предстоит побороться за её сторонников.
Небольшой подарок Трампу сделал Митч Макконел, ветеран американской политики, возглавлявший республиканскую фракцию в Сенате в последнее десятилетие. В эпоху Трампа он представлял истеблишмент Республиканской партии, противостоящей Трампу и MAGA-движению. Макконел заявил, что уходит в отставку, а на следующий день после супервторника сказал, что «Трамп заслужил поддержку республиканских избирателей».
Кандидат против всех
Ситуация в демократических праймериз тоже вызывает большой интерес. Джозеф Байден, разумеется, выиграл во всех штатах супервторника. В некоторых из них вторым кандидатом оказался «кандидат против всех», например в Миннесоте — почти 20%. В некоторых других штатах «против всех» проголосовали 8–9% избирателей. Эти цифры, а также рейтинг поддержки, свидетельствуют лишь о том, что в 2024 году Байден не может рассчитывать на ту же самую поддержку, которая обеспечила ему победу над Трампом в 2020 году. Демократической партии предстоит большая работа, чтобы не потерять Белый дом.
Итак, для получения республиканской номинации Трампу остаётся набрать 220 делегатов. Выборы, запланированные до конца марта, легко обеспечат необходимое количество. Байдену осталось получить поддержку 471 делегата, так как у Демократической партии другие требования для номинации. Скорее всего, он тоже получит необходимую поддержку до конца месяца.