(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНДОН/ВАШИНГТОН, 6 мар (Рейтер) - Десятки используемых Россией нефтяных танкеров отказались от флагов Либерии и Маршалловых островов в последние недели после того, как Соединенные Штаты усилили контроль за соблюдением санкций в отношении судов, связанных с этими реестрами, согласно данным судоходства и интервью с представителями отрасли и чиновниками.
Эти перемены отражает тесные отношения между США и компаниями, выполняющими роль администраторов судовых реестров Либерии и Маршалловых островов - они базируются не в самих этих странах, а в американском штате Вирджиния - недалеко от Вашингтона, и находятся под юрисдикцией американских органов контроля за соблюдением санкций.
По словам специалистов в области энергетики и санкций, активное использование этих флагов в прошлом также указывает на потенциальную уязвимость российского нефтяного флота, чьи танкеры будут по-прежнему подпадать под санкции даже после смены флага на новый, вне зоны контроля США.
«Они создали (условия) постоянной финансовой ответственности и постоянного риска», - сказал Крейг Кеннеди из Центра российских и евразийских исследований Дэвиса при Гарвардском университете.
Коммерческие суда должны быть зарегистрированы или ходить под флагом определенной страны, чтобы гарантировать соблюдение международно признанных правил безопасности и охраны окружающей среды.
Рейтер проанализировал данные морских перевозок от LSEG и Lloyd's List Intelligence, а также опросил ряд чиновников, представителей администраторов судовых реестров и аналитиков в области морских перевозок с целью дать представление о роли судовых реестров и флагов в недавней волне американских санкций, направленных против российского нефтяного флота.
«Большая семерка», ЕС и Австралия в декабре 2022 года ввели ограничение на максимальную цену российской экспортной нефти в размере $60 за баррель в рамках более широких экономических санкций.
Эти меры включают запрет на использование западных мореходных сервисов, когда танкеры перевозят российскую нефть по цене на уровне или выше данного ценового потолка. Американский чиновник, говоривший на условиях анонимности, подтвердил, что администраторы реестров Либерии и Маршалловых островов рассматриваются как западные сервисы.
С октября министерство финансов США ввело санкции за нарушение ценового потолка против 41 нефтяного танкера, 24 из которых ходили под либерийским флагом, а один - под флагом Маршалловых островов.
Почти все остальные танкеры были зарегистрированы в Габоне, включая 12 из 14, против которых Министерство финансов США ввело санкции 23 февраля. Из этих носящих флаг Габона танкеров, связанных с российской морской транспортной группой Совкомфлот (СКФ), по крайней мере три недавно ходили под флагом Либерии, согласно проанализированным Рейтер данным морских грузоперевозок.
Эти танкеры входят в значительное число судов флота СКФ, перешедших под флаг Габона, свидетельствуют данные: по состоянию на начало февраля из насчитывающего 147 танкеров флота Совкомфлота 42 судна сменили флаг на габонский, в основном с либерийского или панамского.
Совкомфлот отказалась от комментариев, а министерство транспорта России не ответило на просьбу о комментарии.
Администратор судового реестра Либерии сообщил Рейтер, что все суда под либерийским флагом, попавшие под санкции, находятся в процессе исключения из либерийского реестра.
«Мы все сейчас живем в другом мире, и администраторы реестров должны адаптироваться к глобальной ситуации», - сообщила либерийская организация.
Компания, в ведении которой находится судовой реестр Либерии, отказался комментировать предыдущие коммерческие связи с Совкомфлотом.
Американский чиновник сказал Рейтер, что Либерия активно взаимодействовала с министерством финансов США, и что у попавших под санкции танкеров есть около трех месяцев для перехода под другой флаг.
Администратор судового реестра Маршалловых островов также находится в контакте с американскими ведомствами по этому вопросу, сказал представитель организации.
Министр транспорта Габона Лоик Мудума подтвердил Рейтер, что многие танкеры недавно отказались от либерийского флага и зарегистрировались в Габоне. По его словам, Габон исключит их из своего реестра, если будет установлено, что они занимаются незаконной деятельностью.
«Если любой союзник, любой партнер в мире узнает, что есть габонское судно, ходящее под габонским флагом и осуществляющее незаконную деятельность, все, что ему нужно сделать, - это отправить нам полную информацию, и мы сами предпримем шаги для изъятия флага у этого судна. Будь то российская или любая другая сторона», - сказал он.
Представители Панамы не ответили на просьбу о комментарии.
ДАЛЬНЕЙШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ
Многие суда под либерийским флагом, которые еще должны быть исключены из судового реестра страны, стоят на якоре вблизи портов по всему миру, в том числе в Черном море, согласно данным морских перевозок. Такое положение вещей приводит к дополнительным расходам для их владельцев и тех, кто финансово связан с их грузами.
Переход под флаг Габона также может создать для танкеров, перевозящих российскую нефть, дополнительные риски в портах.
По словам американского чиновника, танкеры, перевозившие российскую нефть дороже $60, которые перейдут под флаг Габона, также могут столкнуться с трудностями в отношениях с администрациями портов, обеспокоенными безопасностью устаревающих танкеров.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Джонатан Сол, Тимоти Гарднер при участии Гераудса Вильфрида Обангоме в Либревиле, Альфонсо Тове в Монровии, Алессандры Прентис в Дакаре, Глеба Столярова, Лауры Саниколы и бюро Рейтер в Москве)