Война в Украине подняла волну национализации в России: за два года военного конфликта более 180 российских частных предприятий перешли под контроль государства. Это следует из совместного исследования «Новой газеты Европа» и «Трансперенси Интернешл — Россия».
Всего с февраля 2022-го по конец 2023 года в суды поступило 40 требований о национализации, которые касались почти двухсот компаний. Суммарные активы этих предприятий составили около 1,04 трлн руб., или порядка 0,6% ВВП России.
Как отмечают исследователи, в основном государство нацелено на предприятия, выпускающие продукцию военного назначения, а также активы эмигрировавших бизнесменов. Чаще всего власти национализировали предприятия ВПК и машиностроения (7 исков), пищевой и рыбной промышленности (7 исков), а также порты (6 исков) и недвижимость (6 исков).
Только в двух случаях переход компании в собственность государства не состоялся в судебном порядке, поскольку Генпрокуратура отказалась от иска или заключила мировое соглашение.
В качестве формальных причин для изъятия активов из частных рук власти используют обвинения в незаконном владении собственностью (20 случаев в 2022–2024 годах) и нарушении антикоррупционного законодательства (14 случаев). Еще в трех случаях прокуроры просили признать недействительными сделки или создание бизнеса, объясняя это нарушением прав Российской Федерации. При этом некоторые иски не опубликованы или засекречены, что лишает возможности ознакомиться с мотивировочной частью.
Государству важно контролировать предприятия, работающие на войну, говорит гендиректор «Трансперенси Интернешл — Россия» Илья Шуманов. По его словам, недвижимость и земля, особенно в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и южных регионах, интересны государству из-за высокой стоимости, а в рыбном секторе с помощью национализации можно забрать квоты на вылов, а также флот.
Последний пример громкой национализации — переход под контроль государства трех заводов Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). Суд принял решение об этом в середине февраля, после чего владельца комбината Юрия Антипова задержали по делу о мошенничестве. Позднее его отпустили под подписку о невыезде.
Процесс национализации ЧЭМК прошел в рекордно короткие сроки — на это потребовалось меньше месяца. Суд рассматривал дело в закрытом режиме, а материалы по нему не публиковались.