Госкорпорация «Роснано» обратилась в суд с просьбой признать факт занижения обязательств компании ее бывшим руководством. Переоценка по новой методике задолженности в 2017 году помогла замаскировать тяжелое финансовое состояние госкорпорации и привлечь новые кредиты, рассказал «Ведомостям» близкий к «Роснано» источник.
В частности, в указанный период компания изменила учетную политику и перенесла часть задолженности по кредитам перед банками из раздела «Обязательства» в «Добавочный капитал», следует из консолидированной финансовой отчетности, с которой ознакомились «Ведомости». Таким образом, сумма долгов была снижена.
«Роснано» подало иск в Арбитражный суд Москвы 29 февраля. В карточке дела нет ответчика, а в качестве участников дела указаны иные лица, среди них — Минфин, Минэкономразвития и ВЭБ.
Привлечение суда нужно для оценки «отдельных обстоятельств», повлекших накопившиеся проблемы и вопросы, пояснил представитель «Роснано». Он отметил, что с 2016 по 2020 год кредитный портфель компании вырос более чем на 100 млрд руб., а в 2016-м, до смены учетной политики, размер обязательств «Роснано» превысил стоимость активов компании.
Об этом же глава госкорпорации Сергей Куликов сообщал в письме генпрокурору Игорю Краснову в апреле 2022 года. В частности, он отмечал, что независимые аудиторы обнаружили факты завышения реальной рыночной стоимости портфельных активов компании. Он просил надзорное ведомство проверить деятельность «Роснано» с 2010 по 2020 год, когда компанией руководил Анатолий Чубайс.
«Роснано» было создано по указу президента в 2007 году в статусе госкорпорации. В 2010 году Владимир Путин распорядился предоставить «Роснано» госгарантии по кредитам и облигационным займам. В 2020-м компания была передана под управление госкорпорации ВЭБ.РФ. Тогда же «Роснано» покинул Чубайс, возглавлявший компанию с 2008 года.
В 2023-м «Роснано» сократила долг на 28 млрд руб., до 69 млрд., заявляли в компании. Основная часть оставшегося объема обеспечена госгарантиями. При этом осенью прошлого года компания предупреждала, что не сможет исполнять обязательства перед кредиторами за счет собственных средств. Также руководство увидело «высокую вероятность» возникновения признаков банкротства, если государство не примет решения о предоставлении ликвидности для расчетов с кредиторами.