Это еженедельная рассылка The Moscow Times, и снова печальная: прощаемся с Алексеем Навальным. Повременим давайте минуту. Царство небесное без вины умученному!
Агрессивная сущность российского режима, прекратившего физическое существование главного противника Владимира Путина, не ограничивается убийством оппозиционеров. Есть, к сожалению, и другие темы:
- отъем собственности;
- нежелание мира;
- подготовка к расширению войны.
Бестактность или ревность
«Кремлю нечего сказать родным Навального в день его похорон», – так ответил Дмитрий Песков на понятный вопрос журналиста. Присутствовала ли в этом предельно бестактном ответе (или это были признательные показания?) ревность, вызванная тем, что гибель Алексея в глазах российской аудитории, по данным Левада-центра, затмила интервью Владимира Путина Такеру Карлсону?
Может быть. Но скорее все-таки этим подчеркнутым игнорированием Навального Кремль продолжает демонстрировать страх перед ним. Без задержаний на похоронной церемонии и на стихийных мемориальных мероприятиях не обошлось, но пока — без возмутительных жестокостей.
Очевидец московской траурной церемонии пишет:
«Сами силовики, чувствуется, прихренели от такого количества людей. А поскольку к этому мероприятию приковано внимание всего мира, то силовики были мега-вежливыми: пожалуйста, спасибо, извините. Напомнило ЧМ-2018, когда менты всем улыбались и махали. Эшники в штатском снимали всех, практически на каждый метр очереди был такой „фотограф“. Снимали лица прямо в упор. Но людям было плевать, все были без масок, лиц никто не прятал».
Горе лишило людей, сторонников Алексея Навального и просто совестливых граждан, чувства опасности. Горе миллионов заставило власти сперва отдать тело Алексея, затем не мешать человеческим похоронам и наконец даже не мешать «несанкционированному общественному мероприятию».
Но есть ли надежда на то, что горе трансформируется в необходимость действовать и побудит эти массы скорбных людей выступить против власти?
В это не очень верится. Как пишет тот же очевидец, собрались сплошь представители среднего класса, уходящая натура, а средний класс революций не совершает.
Кто заплатит за Путина
Похороны Алексея Навального должны были пройти 29 февраля, но в этот день некому было копать могилу — по крайней мере, такое объяснение получили его родные.
Потому что политическую могилу копал в Гостином дворе себе кандидат в президенты (по собственной версии Конституции), и допустить, чтобы эти мероприятия совпали, он никак не мог. В послании Федеральному собранию кандидат наговорил на 10 трлн рублей, повторяя, словно заклинание, что деньги на все эти инициативы уже есть. Вероятно, именно поэтому Госдуме было срочно велено собраться и придумать, где эти триллионы найти.
Ключ, будем справедливы, к решению проблемы триллионов Владимир Путин подчиненным дал — это повышение налогов.
Как раз в этом году заканчивается действие «договора» нацлидера с гражданами, что налоги меняться не будут, так что сразу после «инаугурации», по сценарию 2018 года, когда прошла «пенсионная реформа», будет проведена «налоговая реформа». Но на сей раз она коснется не только кошельков граждан, но и бюджетов компаний — очень уж понравился Кремлю прошлогодний налог (конечно, одноразовый, один раз в год) на сверхприбыль.
Пенсионная реформа дорого обошлась власти — ничего похожего на те многотысячные митинги с тех пор не было, протестные настроения доминировали. Возможно ли такое в 2024 году — тут мы, скорее, пессимисты, но кто знает.
Захватчики против жуликов и воров
Но было в выступлении Владимира Путина и кое-что, кажется, даже более важное, чем налоги и триллионы. Зря, наверное, граждане его не слушали.
Путин объявил, что будет создавать новую элиту из «героев СВО». Колумнист The Moscow Times Сергей Чернышов напоминает, что в образовании такая «элита» уже формируется, и результаты могут быть чрезвычайно плачевными.
Можно предположить, что этой идеей Владимир Путин, как политическое животное, хочет перехватить инициативу убитого им Навального. Алексей давно предлагал уволить бессовестных бюрократов, жуликов и воров — и вот Путин решил поменять их на бескомпромиссных и исполнительных фронтовиков. По какой причине нацлидеру кажется, что фронтовики будут менее жуликоватыми и более управляемыми, мы не знаем, но, судя по доносящимся с театра военных действий сообщениям, организация процессов там ужасная, а коррупция повсеместная. Если новая «элита» будет руководить так же, как воевать, боязливому Западу можно будет расслабиться.
Как бы то ни было, Владимир Путин еще и подражает своему протеже Дональду Трампу — тот тоже собирается переменить, когда победит, американских бюрократов на своих сторонников. Эффект, пишут американские эксперты, будет не то что ужасающим, а просто разрушительным.
Россия не взлетела
Санкции не работают, повторяют российские чиновники. Санкции пока не работают, отвечают им с боязливого и компромиссного Запада. И время показывает, что трусоватые санкционеры ближе к истине.
У нас есть тому ясный пример — отрасль авиаперевозок. Надо на чем-то летать, но санкции мешают поддерживать в строю зарубежные самолеты, а свои, родные, импортозамещенные — не собираются никак.
Гордость российского авиастроения, полностью свой (ну, должен быть) МС-21 после процедуры импортозамещения оказался перетяжелен и не может высоко и далеко летать. А с двигателями для него такие сложности, что и в этом году поставки не начнутся. Тут надо напомнить, что 21 в названии самолета — это XXI век, потому что он начал проектироваться еще до наступления нового века. И да, он летал в XXI веке, но полеты ему обеспечивали зарубежные композитные материалы и зарубежные двигатели. Санкции поставили крест и на них, и пока что на самолете XXI века.
Владимир Путин велел отпустить на самолетостроение 700 млрд рублей, которые, конечно, у него уже есть, но все-таки должны откуда-то взяться. Нефтедоллары даже во время войны служили надежным источником рублей для импортозамещения — но нефтедолларов становится все меньше, и перспективы ухудшаются — вот, к примеру, Индия, которая жадно покупала у РФ нефть, теперь будет осторожничать.
Болгария, о которой российские эксперты говорили, что она без российских поставок вообще не обойдется, перестала в них нуждаться.
Постепенно санкционная удавка затягивается — та же самая Индия, важнейший потребитель российского угля, на 20% сократит его покупки из-за того, что под американские санкции попали СУЭК и «Мечел».
Подводят (причем регулярно) даже китайские старшие товарищи. Стоило только американцам (наконец) ввести санкции против карточной системы «Мир», как она перестала работать в Китае. А бизнесу российское руководство уже прямым текстом предлагает самому искать пути обхода санкций.
Нежелание мира
Один из важнейших сюжетов недели — мирный план полуторагодичной давности, тот самый договор, который якобы Украина не подписала, послушавшись Бориса Джонсона, тогдашнего премьер-министра Великобритании. Чтение этого документа, даже в изложении, оставляет впечатление, что Борис Джонсон тут совершенно не при чем: условия, которые выставляются Украине, сегодня выглядят неприемлемыми, да и тогда едва ли могли быть приняты.
В любом случае сегодня ни об этом мирном плане, ни о каком-то другом речи не идет. Так говорят Песков и Путин. Точнее, они оба говорят, что изменились условия, и прежние позиции — утрачены, но это и значит отсутствие мирного плана.
Да и с украинской стороны мирные переговоры сегодня кажутся невозможными, читайте четкий анализ нашего украинского колумниста Александра Кочеткова.
Заметим, что продолжение украинской войны становится все более важным и для геополитических раскладов: в мире, по наблюдению политолога и экономиста Владислава Иноземцева, идет новая холодная война, в которой, с одной стороны, участвуют союзники Украины, а с другой, — модернизированные автократии, в рядах которых РФ играет роль пугала.
Китай, и не только Китай, использует нападение России на Украину в том числе для проверки устойчивости Запада — и если Украина будет вынуждена из-за компромиссности и боязливости партнеров пойти на решительные уступки, это будет означать поражение цивилизованного лагеря, не больше и не меньше.
Россия готова расширить войну
Компромиссность и боязливость Запада имеет вполне четкие объяснения — ядерную угрозу, во-первых, и внутриполитическую ситуацию в США, во-вторых.
Что касается второго, то, как замечает The New York Times, Дональд Трамп и республиканцы, причем не только трамписты, похоже, испытывают идеологические симпатии к путинской версии правого авторитарного национализма. Они видят, что мир разделяется на либеральных левых и нелиберальных правых, и в этом разделении и они сами, и Путин относятся ко второй категории. Каким бы ни было объяснение, этот новый расклад серьезно угрожает двухпартийному консенсусу по национальной безопасности США, действующему уже десятилетия.
Что же касается первого, то накануне послания Путина FT опубликовала документы, которые рассказали о способах и времени применения ядерного оружия Россией, а в послании уже сам Путин принялся в очередной раз грозить Западу.
Слова Владимира Путина, правда, в НАТО сочли очередным блефом — или сделали вид, что считают.
Но вот дипломат в отставке Борис Бондарев предупреждает, что стоит быть настороже: в голове Владимира Путина могут водиться очень странные идеи, а надеяться, что в РФ остались разумные военные, которые ослушаются безумного приказа, все-таки не стоит.
А эксперты Института исследования войны и вовсе приходят к выводу, что Владимир Путин будет расширять войну.
Готова ли Европа? Об этом размышляет наш новый колумнист, политолог и историк Дмитрий Стратиевский в двух своих материалах.
Ответ неутешительный: кажется, нет.
Отдайте завод!
Возвращаясь к новой элите, которую Владимир Путин собирается формировать из героев СВО, заметим, что те процессы, которые уже и сейчас идут — а именно передел собственности — с новой, голодной элитой пойдут еще скорее.
Наверное, и в Генпрокуратуру придут новые прокуроры? Тогда они с рвением продолжат дело нынешних, которые и на этой неделе, как и на прошлой, отбирают очередной завод у частного собственника — потому что завод выпускает продукцию военного назначения. А чтобы всему этому процессу придать дополнительную законность, силовики задержали теперь уже бывшего владельца завода, который, а как иначе, оказался мошенником.
Неудивительно, что те российские предприниматели, кто ускользнул из-под пристального внимания элиты, стремится как можно скорее и решительней обрубить связи с родиной, сделать ее бывшей.
Цинично скажем, что нынешняя элита Владимира Путина, действительно, весьма успешно наживается на войне. Но условия для этого создал ей сам Путин, развязав эту самую войну и переведя экономику на милитаристские задачи. Свидетельство тому — усиление имущественного расслоения, которое фиксирует Росстат. Надо думать, новая элита этой борозды не испортит.
От всего этого хочется куда-то спрятаться. Хотя бы заснуть (но не вечным сном) — и вот вам, дорогие читатели, рассказ о том, что такое сны и зачем они нам даны.
На этом — прощаемся. Подпишите, пожалуйста, на нашу рассылку родных и близких, вдруг следующий раз она не будет такой печальной?
До следующих выходных!