МОСКВА, 1 мар (Рейтер) - Лукойл, второй после Сибура экспортер сжиженного углеводородного газа в РФ, поставил пробную партию СУГ размером около 2.700 тонн в грузинский порт Кулеви, который возобновил перевалку этого топлива после четырехлетнего перерыва, свидетельствуют данные трейдеров и LSEG.
Российские производители СУГ после ввода эмбарго Евросоюза в декабре прошлого года находятся в поиске новых направлений экспорта.
По данным источников в отрасли, Лукойл осуществил пробную поставку СУГ производства Волгоградского НПЗ по железной дороге транзитом через Азербайджан на терминал SOCAR Kulevi Terminal в порту Кулеви с дальнейшей перевалкой на танкер-газовоз.
«У Лукойла была пробная перевалка (СУГ), компания тестирует данное направление», - сказал один из источников в отрасли.
Согласно данным трейдеров, Лукойл в конце января отгрузил по железной дороге около 2.700 тонн бутана со станции Татьянка (Волгоградский НПЗ) в направлении станции Парто Цкали-экспорт (Кулеви).
Система слежения за судами в терминале LSEG показала, что танкер-газовоз Gas Falcon с партией СУГ около 2.700-2.800 тонн был загружен в Кулеви 24 февраля и направляется в один из турецких портов.
Получить оперативные комментарии Лукойла и SOCAR Kulevi Terminal Рейтер на удалось.
НОВЫЙ КАНАЛ ЭКСПОРТА?
По мнению ряда трейдеров, в условиях приостановки перевалки СУГ в Тамани с июня 2023 года и ограниченных возможностей экспорта через азовский порт Темрюк, направление через Кулеви достаточно привлекательно на фоне высокой эффективности отгрузок через черноморские порты по сравнению с рынком РФ.
Однако значительные логистические затраты на доставку СУГ с заводов в РФ до Кулеви и отсутствие ёмкостного парка хранения на терминале, из-за чего увеличивается срок оборачиваемости железнодорожных цистерн, могут отпугнуть часть потенциальных экспортеров.
«Мы просчитывали этот маршрут в прошлом году, но у нас никак не складывалась экономика поставок (через Кулеви)», - сообщил источник в отрасли.
Но сейчас ситуация могла поменяться: котировки на Черном море высокие, и, возможно, появились скидки на железнодорожный тариф при транзите через Азербайджан и Грузию, добавил он.
Некоторые трейдеры полагают, что Лукойл мог получить преференции или льготный тариф от азербайджанских железных дорог и сниженную ставку перевалки от SOCAR.
Экспорт СУГ из России по железной дороге в 2023 году увеличился на 3,2% по сравнению с 2022 годом до 3,61 миллиона тонн. На долю поставок через порты пришлось около 32% (1,141 миллиона тонн) от общего объема, на долю сухопутных поставок через погранпереходы напрямую в соседние страны - 68% (2,469 миллиона тонн).
На долю Усть-Луги в прошлом году пришлось 78% от поставок СУГ из РФ в порты, Тамани - 10,6%, Темрюка - 7,4%, порта Кавказ - 3,3%, порта Керчь - 1,3%.
ИНФРАСТРУКТУРА
SOCAR Kulevi Terminal, принадлежащий азербайджанской SOCAR и способный переваливать нефть, нефтепродукты, СУГ и нефтехимическую продукцию, был введен в эксплуатацию в 2008 году. Суммарные мощности терминала по перевалке составляют около 10 миллионов тонн в год.
Резервуарный парк хранения нефти и нефтепродуктов на терминале составляет 407.000 кубометров и состоит из 28 резервуаров разного объема - от 2.000 до 20.000 кубометров.
Специализированный емкостной парк хранения для СУГ на терминале отсутствует.
На терминале есть шесть эстакад слива-налива продукции, способных одновременно разгружать 208 железнодорожных цистерн.
С 2012 года на терминале появилась возможность перевалки СУГ по схеме прямой перегрузки из железнодорожных цистерн в танкер-газовоз.
SOCAR ранее перегружал СУГ из Азербайджана через терминал в Кулеви, однако в дальнейшем компания стала использовать сжиженный газ собственного производства для нефтехимического потребления внутри страны.
В дальнейшем через терминал на нерегулярной основе перегружались объемы СУГ казахстанского производителя Тенгизшевройл.
По данным LSEG, предыдущая загрузка танкера с СУГ из порта Кулеви была осуществлена в апреле 2020 года.
«В Кулеви перевалка СУГ происходит с вагонов напрямую в танкер-газовоз, объемы маленькие и скорость (перевалки) медленная. Танкеры тоже только небольшие могут подходить», - сообщил один из трейдеров.
Он отметил, что казахстанский СУГ давно не переваливаются в Кулеви, но, возможно, этот вариант будет рассматриваться после модернизации терминала.
По данным источников в отрасли, SOCAR планирует до конца 2024 года построить резервуарный парк хранения СУГ в Кулеви объемом 10.000 кубометров, что увеличит мощности по перевалке пропан-бутана и поможет привлечь новых клиентов.