Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Казахстану придется удвоить импорт авиакеросина в 24г--расчёт Рейтер

МОСКВА, 28 фев (Рейтер) - Казахстану придется удвоить импорт авиакеросина в 2024 году, в частности во время ремонтов своих НПЗ, чтобы удовлетворить растущий спрос на продукт, показал расчет Рейтер на основе данных Минтранса и оценки участников рынка.

По данным Минтранса Казахстана, в 2024 году с открытием новых терминалов пропускная способность аэропорта Алма-Аты увеличится в пять раз до 14 миллионов пассажиров, Кызылорды - в шесть раз до 2 миллионов, Чимкента - в семь раз до 6 миллионов.

Для покрытия растущих потребностей в этом году Казахстан согласовал импорт из РФ 300.000 тонн авиатоплива, ещё 250.000 тонн Jet A-1 планирует купить в Китае после завершения модернизации Алма-Атинского аэропорта.

Казахстан импортировал из России около 250.000 тонн авиатоплива в 2023 году при потреблении 0,855 миллиона тонн, по данным источников в отрасли.

«Конкретных дат по импорту авиационного керосина производства НПЗ КНР на текущий момент не определено», - сообщил Казмунайгаз в письменном ответе на запрос Рейтер.

По данным компании, в настоящее время «изучаются возможности транспортировки китайского авиационного топлива и инфраструктура для его хранения».

При этом Казмунайгаз отметил, что Казахстан сам обеспечивает свои пассажирские авиакомпании топливом.

«Объемы внутреннего производства авиационного топлива также достаточны для обеспечения деятельности отечественных авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки... Импорт авиатоплива аэропорты осуществляют самостоятельно (по ценам, сопоставимым с мировыми ценами)», - говорится в ответе КМГ.

Минэнерго Казахстана не ответило на запрос Рейтер о комментарии.

Казахстан импортировал в 2023 году из России около 30% авиационного и около 10% дизельного топлива из-за дефицита собственных ресурсов. Проблема недостатка усугубляется во время ремонтов НПЗ.

Чимкентский НПЗ планирует провести ремонт с 25 марта по 8 мая, Павлодарский НХЗ - с 17 июня по 24 июля. Пики выбывающих мощностей первичной переработки нефти на НПЗ России приходятся на май и сентябрь.

Казахстан во время сезонного спада потребления топлива уходящей зимой накопил резервы, которые, по оценке участников рынка, позволят в период весеннего ремонта на Чимкентском НПЗ избежать дефицита бензина и дизтоплива, но не авиакеросина.

«Запасов дизтоплива и бензина хватит, если заводы не подведут, керосин - под вопросом», - сказал трейдер.

По оценке Казмунайгаза, контролирующего три крупные НПЗ, «учитывая утвержденные планы производства нефтепродуктов, графики проведения профилактических работ на НПЗ и прогнозные данные по потреблению нефтепродуктов..., есть все основания полагать, что сохранится баланс производства и потребления бензинов и дизельного топлива на 2024 год».

Резервы авиакеросина на нефтебазах Казахстана выросли к 23 февраля 2024 года до 93.750 тонн с 77.100 тонн в начале года. В конце февраля прошлого года запасы топлива составляли 70.800 тонн, по данным отраслевых источников.

Запасы автобензинов по состоянию на 23 февраля 2024 года выросли суммарно на нефтебазах до 382.600 тонн с 312.600 тонн в начале января, дизтоплива - до 493.400 тонн с 396.900 тонн.

Выпуск авиакеросина на трех НПЗ в этом году запланирован в объеме 0,644 миллиона тонн, что почти в два раза ниже ожидаемого объема потребления в 1,2 миллиона тонн.

Самые существенные сокращения производства нефтепродуктов из-за плановых ремонтов НПЗ, потребующие отгрузок из резервов и импорта, ожидаются в апреле, июне-июле и октябре.

Снижение производства авиакеросина в апреле ожидается на 16.000 тонн относительно марта, в июне-июле - на 8.700 тонн. Но при прогнозе потребления в 90.000-100.000 тонн в разгар летнего спроса потребуется 40.000-50.000 тонн импорта в месяц, по оценке Рейтер.

Оптовые цены на авиакеросин в Казахстане не регулируются правительством, в отличие от дизтоплива и автобензина, импорт которых ограничен ценами розничного рынка.

Опасения недостатка топлива усиливает и неожиданная смена руководства на Атырауском НПЗ https://www.kmg.kz/ru/press-center/press-releases/anpz-reshenie/, а также аварии на НПЗ РФ.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку