Победа Дональда Трампа должна быть особенно неприятна Хейли, поскольку согласно местному избирательному законодательству в штате действует принцип «победитель забирает всё». Так что теперь в поддержку Дональда Трампа из Южной Каролины на съезд Республиканской партии отправляются все 50 делегатов.
Неприятно и другое. Никки Хейли занималась активной агитацией в Южной Каролине все последние недели, сразу же после праймериз в Нью-Хэмпшире, — а результата все равно не добилась. Да, её поддержка в Южной Каролине усиливалась, но этого оказалось далеко не достаточно для победы.
Тем не менее если, по данным опросов, её отставание ко дню голосования оценивалось в 30–35 процентных пунктов (30–35% против 60–65%), то по факту её результат составил почти 40% — против 60% за Трампа. За сокращением отставания стоят большие расходы — за январь и февраль Хейли потратила в Южной Каролине в 13 раз больше денег на рекламу, чем Трамп: 10,7 млн против 800 тысяч долларов.
И все равно безнадежно проиграла.
В речи после подсчёта голосов Хейли заявила, что продолжает предвыборную кампанию и сразу отправится в Мичиган, где праймериз состоятся 27 февраля. Никки Хейли ведёт активную агитацию еще в 16 штатах, где 5 марта намечен «супервторник» — день массового партийного голосования. Среди этих штатов два очень крупных — Техас и Калифорния.
Глава предвыборного штаба Хейли Бетси Энкни в пятницу сообщила журналистам, что запускает масштабную агитационную кампанию, на рекламу в штатах «супервторника» будет потрачена «семизначная цифра». После таких заявлений очевидно, что о прекращении кампании не может идти и речи. Хотя одного из очень крупных спонсоров кампания лишилась — фонд Чарльза Коха остановил финансирование.
Поражение в Южной Каролине, конечно, особенно губительно для Никки Хейли. Вопрос, зачем она все-таки продолжает кампанию: шансы победить Трампа в республиканской номинации стремятся к нулю.
Причин может быть несколько.
Во-первых, нельзя исключать, что в период предвыборной кампании американское правосудие вынесет решение, которое станет катастрофическим для Трампа. Если это произойдет, Хейли остаётся единственным участником предвыборной гонки и станет безальтернативным кандидатом.
Во-вторых, по данным экзит-полов, проведённых Washington Post, Хейли имеет некоторые преимущества перед Трампом среди отдельных категорий избирателей. В частности, Хейли скорее поддерживают избиратели, получившие диплом о высшем образовании. Она доминирует среди избирателей, придерживающихся либеральных и умеренных политических взглядов. Интересный показатель: за неё проголосовало более 60% избирателей, которые приняли решение в последний месяц. (Проблема, правда, в том, что большинство избирателей Южной Каролины сделали свой выбор намного раньше.) Среди тех, кто считает внешнюю политику важным фактором предвыборной кампании, Хейли тоже сильно опережает Трампа.
За Хейли проголосовали те, чьи взгляды можно охарактеризовать как демократические. Например, её поддержали 81% избирателей из тех, кто считает, что выборы 2020 были честными, и 69% из тех, кто считает, что у нелегальных иммигрантов должен быть шанс получить разрешение на нахождение в США. Трамписты — иного мнения.
Кроме того, Хейли выиграла выборы в крупных городах — Колумбии и Чарлстоне, подобный результат скорее характерен для демократических кандидатов против республиканских.
Такие показатели делают Хейли весьма привлекательным кандидатом для Республиканской партии в борьбе против Джо Байдена.
Поэтому третья причина, по которой Хейли продолжает предвыборную кампанию, — усилить антитрамповское крыло партии за счёт таких избирателей, которые поддерживали республиканцев в последние десятилетия, — богатых, образованных, представителей крупного бизнеса. Наконец, в-четвертых, чем дольше Хейли продержится против Трампа в 2024 году, тем больше она накопит политического капитала для участия в президентских выборах 2028 года.
Праймериз продолжаются, и ближайшая схватка намечена на 27 февраля в одном из важнейших колеблющихся штатов Среднего Запада — Мичигане.
Пока же Дональд Трамп празднует уверенную победу в Южной Каролине: в 2024 году его поддержало почти полмиллиона избирателей штата. На предыдущих республиканских праймериз в 2016 году за него проголосовало в два раза меньше, правда, и количество участников гонки на тот момент было намного больше.
От предвыборных забот его явно отвлекают проблемы с законом. В Южной Каролине этот фактор не отпугнул избирателей, но судебное преследование продолжается, и неясно, как оно отразится на его поддержке в будущем. Тем временем Дональд Трамп появился на важной конференции консервативного комитета Conservative Political Action Conference, где предсказал «судный день» для своих критиков в день голосования в ноябре.
Демократические праймериз в Южной Каролине прошли тоже в феврале, раньше республиканских, Джо Байден выиграл с результатом 96% голосов.
Я не верю, что Трамп победит Байдена
Никки Хейли, после поражения в Южной Каролине:
Нам нужно победить Джо Байдена в ноябре.
Я не верю, что Дональд Трамп сможет победить Джо Байдена. Почти каждый день Трамп отпугивает людей.
Сегодня в Южной Каролине мы получаем около 40% голосов. Примерно то же самое мы получили и в Нью-Гэмпшире. Я бухгалтер. Я знаю, что 40% — это не 50%. Но я также знаю, что 40% — это не какая-то крошечная группа.
На наших республиканских праймериз огромное количество избирателей говорят, что хотят альтернативы. На прошлой неделе я говорила: что бы ни случилось в Южной Каролине, я буду продолжать баллотироваться на пост президента.
Я женщина слова. Я не откажусь от этой борьбы, потому что большинство американцев не одобряет ни Дональда Трампа, ни Джо Байдена.
Южная Каролина высказалась. Мы четвертый штат, сделавший это. В следующие десять дней свое слово скажут еще 21 штат и территория. У них есть право на настоящий выбор, а не на выборы в советском стиле с одним кандидатом. И я обязан предоставить им этот выбор.
Мы не можем позволить себе еще четыре года неудач Байдена или отсутствия внимания Трампа. Наш долг составляет 34 триллиона долларов и продолжает расти.
Треть наших восьмиклассников не умеет читать.
Семьи не могут позволить себе продукты.
К нашей границе прибыло девять миллионов нелегалов, и у них с собой столько фентанила, что его хватит, чтобы убить всех американцев.
А за нашими границами мир горит. Война распространяется дальше с каждым днем. Если мы не будем сильны, эти войны еще больше втянут Америку.
И дело не только в политике.
Мы не выберемся из нисходящей спирали, если будем продолжать зацикливаться на прошлом. Кто-нибудь всерьез думает, что Джо Байден или Дональд Трамп объединят нашу страну для решения наших проблем?
Один из них называет соотечественников-американцев фашистами. Другой называет соотечественников-американцев паразитами. Они не борются за будущее нашей страны. Они требуют, чтобы мы дрались друг с другом.
Молодое поколение — поколение моих детей — знает это лучше, чем кто-либо другой.
И они заслуживают лучшего.