От краха Киви-банка пострадали не только владельцы электронных кошельков QIWI, но также средние и мелкие импортеры, использовавшие его для оплаты товаров в Китае. О проблемах The Moscow Times рассказали три импортера — клиента банка «Точка».
Он работал как мультибанковская платформа с филиалами в банке «Открытие» и Киви-банке, проводил для клиентов валютные платежи в Китай через счета в QIWI. Такой формат позволяет клиенту «Точки» в одном месте и через единый интерфейс (личный кабинет) получать услуги нескольких банков. После отзыва лицензии у Киви-банка все операции остановились, рассказали The Moscow Times три импортера — клиента «Точки», лишившиеся доступа к своим валютным счетам.
«У нас на счетах в QIWI зависло около 400 000 юаней, предназначенных для оплаты очередного контракта, в банке ответили, что разбираются в ситуации и скоро вернутся с ответом, но, как мы понимаем, перспективы печальные», – рассказывает один из предпринимателей. «С утра успели перекинуть рубли в "Точку", а вот юани остались в QIWI», – сокрушается другой.
«Точка» была одним из самых популярных банков при расчетах с Китаем у мелкого и среднего бизнеса, добавляют собеседники. Банк не входил не в какие черные списки, и его клиентов практически не коснулись февральские проблемы с переводами в Китай. «Мы отправляли через "Точку" юани в одно из отделений Bank of China, деньги "залетали" через сутки — и ни одного отказа не получили, тогда как многие коллеги — клиенты других банков каждый раз сидели и ждали, пройдет перевод или нет», — рассказывает владелец российской компании, торгующей игрушками и другими товарами для детей.
Китайские банки с февраля ужесточили подход к платежам из России. Одни сообщили, что временно вообще не будут принимать никакие российские деньги, другие стали требовать больше документов и дольше проводить проверки, третьи резко сузили круг российских банков, от которых принимают деньги, жалуются импортеры. «Нашему поставщику Bank of China сообщил, что будет рассматривать платежи из России "долго", а неофициально добавили, что это займет около месяца. И на практике случаев, когда деньги доходят за день, теперь очень мало. 7–9 дней обычный срок», — говорит один из них.
Претензии ЦБ к Киви-банку связаны с тем, что он проводил операции, направленные на обеспечение расчетов между физлицами и теневым бизнесом, включая переводы в пользу криптообменников, нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор и т. п., а также искал новые способы обхода вводимых регулятором ограничений.
Пополнение QIWI-кошельков и перевод средств с них стали невозможны после отзыва лицензии у Киви-банка. Эти деньги не были застрахованы АСВ, но ЦБ надеется, что, поскольку его претензии связаны не с финансовыми потерями, а с сомнительными операциями, у банка хватит денег, чтобы вернуть все владельцам электронных кошельков. «Зависшие» при проведении операций средства вернутся отправителям или дойдут до получателей, но с задержкой, заявил «Интерфаксу» председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов: «Процесс будет зависеть от того, на какой стадии обработки были эти транзакции. С этим будет разбираться временная администрация, но маловероятно, что деньги просто исчезли — случай "Киви" не связан с финансовой неустойчивостью».
Сколько это займет времени, неизвестно: «Возврат этих средств будет проходить уже в ходе принудительной ликвидации или банкротства банка», — цитирует «Интерфакс» комментарий Центробанка.
Банк «Точка» разослал клиентам сообщение (есть у The Moscow Times), в котором попросил немного времени, чтобы во всем разобраться, и предупредил, что «сейчас не получится снять наличные, сделать перевод или расплатиться картой, привязанной к счету в "Киви"». «Точка» подчеркивает, что у него своя лицензия, а Киви-банк и ООО «Банк Точка» – разные юрлица.