Генпрокуратура потребовала передать в собственность государства три завода Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), продукция которых используется военно-промышленным комплексом страны. В качестве основания для национализации ведомство назвало незаконную приватизацию предприятий в 1990-х, а также поставки продукции в США. Это следует из иска Генпрокуратуры к владельцам заводов Юрию и Людмиле Антиповым, а также их компании «Эталон», пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ.
В нем говорится, что активы заводов были выведены за границу для «нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны». До приватизации заводы вместе с оборонными предприятиями входили в тесно связанную кооперационную группу «по выпуску систем и элементов вооружения».
Согласно правилам приватизации на 1992 год, решение об акционировании и передаче предприятий в частную собственность относилось к полномочиям правительства России. Однако кабинет министров такого решения по поводу ЧЭМК не принимал — приватизация была утверждена местными властями, утверждает Генпрокуратура.
После получения 100% акций ЧЭМК в феврале 2023 года Юрий Антипов оформил активы на принадлежащее ему и его семье АО «Компания „Эталон“», после чего три завода, «представляющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», попали под контроль резидентов «недружественных» государств. В частности, канадско-швейцарской RFA International, которая является трейдером ЧЭМК.
«Выпускаемая заводами под их контролем и предназначенная для производства вооружений и боеприпасов продукция в ущерб национальным интересам по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию, ведущие агрессивную политику в отношении Российской Федерации и поставляющие оружие на Украину», — говорится в иске Генпрокуратуры. Также в ведомстве отметили, что Антипов вместе со «связанными с ним лицами» выводит активы предприятий на свои счета под видом дивидендов и получаемых от заводов займов.
В самой группе ЧЭМК подчеркнули, что не входят в ВПК России, а ферросплавы, которые производятся на Кузнецком, Серовском заводах ферросплавов и Челябинском электрометаллургическом комбинате, поставляются «Северстали», НЛМК, ММК и другим. Именно последние отправляют сталь оборонным заводам. При этом приоритет компании — внутренний рынок, на который в прошлом году было поставлено 550 тыс. тонн ферросплавов, отметил гендиректор ЧЭМК Павел Ходоровский.
В компании заявили, что поставки ферросплавов в США и другие западные страны необходимы для сохранения рабочих мест. Более того, ЧЭМК поступает так же, как и «абсолютно все отечественные промышленники — металлурги, машиностроители и производители иной продукции, которая идет на экспорт». «У современного бизнеса просто нет другого выбора», — заявили в холдинге.
По словам представителей ЧЭМК, приватизация заводов происходила по той же схеме, что «абсолютно во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями», но «ошибки» выявлены спустя 32 года только у ЧЭМК.
В прошлом году по требованию Генпрокуратуры в собственность государства были возвращены ранее приватизированные крупные предприятия «Волжский оргсинтез», «Метафракс Кемикалс» и ряд других.
В общей сложнсти с начала 2022 года Генпрокуратура подала 22 иска об изъятии компаний у частных собственников, подсчитал директор «Transparency International — Россия» Илья Шуманов. Среди крупнейших из них — дела об изъятии портовых активов в Новороссийске и Владивостоке у братьев Магомедовых (на сумму более 100 млрд рублей), а также иски о незаконной приватизации энергетической компании ТКГ-2 против экс-сенатора Леонида Лебедева и изъятии акций АО «Кузбассэнерго» у миллиардера Андрея Мельниченко.
По подсчетам Шуманова, 14 исков 2022–23 гг. касались изъятия предприятий у бизнесменов, трех из которых можно отнести к олигархам (Андрей Мельниченко, Борис Минц и Зиявудин Магомедов). Еще 9 дел было инициировано с целью изъятия активов у бывших и действующих депутатов и чиновников. Среди них — экс-сенаторы Леонид Лебедев и Магомед Магомедов, экс-депутат Малик Гайсин, экс-чиновник полпредства ЮФО Андрей Коровайко, бизнес-омбудсмен Санкт-Петербурга Абросимов, бывший мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин. Общая сумма национализированного имущества может достигать $5 млрд.
Генеральная прокуратура через суды добивается возвращения под государственный контроль важных предприятий и утраченной государственной собственности, отчитывался на встрече с президентом Владимиром Путиным в сентябре глава ведомства Игорь Краснов. По его словам, прокуроры действуют «с учетом геополитической обстановки», а меры реагирования направлены на экономическое развитие страны.