Российские власти рассчитывают на достижение договоренностей с Арменией о гарантиях президенту России Владимиру Путину в связи с присоединением Еревана к Международному уголовному суду в Гааге, заявил в понедельник пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Тот факт, что Армения стала страной — участницей МУС и теперь обязана арестовать Путина в случае визита, «не может не иметь негативного влияния на двусторонние отношения».
«Конечно, здесь очень важно получить определенные заверения от наших армянских партнеров», — заявил Песков, комментируя перспективу ареста российского президента в стране, которая входит в военный блок ОДКБ и является членом экономического союза ЕЭАС. Песков добавил, что этот вопрос «еще предстоит решать в рамках двустороннего диалога» и Кремль на это «настроен» (цитаты по «Интерфаксу»).
Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян отказался дать гарантии, что Путин не будет арестован в стране в случае визита по выданному в марте прошлого года ордеру МУС. «В нашей стране не премьер решает кого арестовать, а кого нет», — сказал он в интервью The Daily Telegraph, добавив, что этот вопрос является исключительной компетенцией судебных органов.
Парламент Армении в октябре прошлого года ратифицировал Римский статут — основной документ, на основании которого работает МУС. С 1 февраля Римский статут официально вступил в силу в республике.
Членами МУС являются более 120 стран мира, и их обязательства уже сорвали визит Путина в ЮАР. Он должен был состояться в августе 2023 года и планировался как первая крупная зарубежная поездка российского президента после начала войны. Следом Путин отменил визит в Турцию, хотя та не ратифицировала Римский статут и не признает юрисдикцию МУС.
Российский МИД называл вступление Армении в МУС «абсолютно недружественным шагом». «Это будет иметь самые негативные последствия для двусторонних отношений, — предупреждали в ведомстве в сентябре. — Как минимум трудно представить себе визит в республику руководства России, особенно когда депутаты от правящей партии призывают к аресту [Путина] по запросу гаагской „фемиды“».