Российские власти готовятся ввести дополнительный сбор для авиапассажиров, чтобы оплатить программу реконструкции аэропортов, на которую не нашлось денег в бюджете-2024.
Как сообщает «Коммерсантъ», сбор, который будет включен в стоимость билета, обсуждают Министерство транспорта, Росавиация, аэропортовые холдинги «Новапорт» и «Аэропорты регионов». За счет пассажиров, по словам источника издания в авиаотрасли, планируется оплатить модернизацию инфраструктуры 28 крупных аэропортов с частными операторами, в том числе Калининграда, Мурманска, Минеральных Вод и Новосибирска.
На реконструкцию аэропортов, большинство из которых были построены в советское время, ежегодно требуется около 57 млрд рублей, оценивает Евгений Янкилевич, гендиректор новосибирского Толмачево. Но бюджет не планирует покрывать эту сумму: в этом году субсидии в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» составят 40,3 млрд рублей, а в 2025-м запланировано их сокращение почти в 8 раз — до 5,3 млрд.
Как отмечает источник «Коммерсанта», в базовом сценарии инфраструктуру планируется отдать частному оператору по концессии, при этом 60% затрат компенсирует бюджет (в виде инфраструктурных грантов или льготных кредитов). Предполагается, что операторы смогут вернуть инвестиции через рост тарифов, а также благодаря торговле и общепиту в здании воздушной гавани. Сбор с пассажиров будет перечисляться в специальный фонд, а оттуда — перераспределяться наиболее нуждающимся аэродромам. Как ожидается, средняя ставка сбора составит 300 рублей, если пассажиропоток в России будет держаться на текущих уровнях — около 100 млн человек в год. В ноябре источники «Ъ» в авиаотрасли говорили, что сбор может достигать 3–5% от стоимости билета.
«Когда бюджетных средств не становится больше, расходы на аэродромные проекты придется переложить на пассажира, будет ли это называться сбором или просто войдет в тариф для перевозчиков», — рассуждает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев указывает, что 300 рублей с пассажира не покроют нужной на инфраструктуру суммы — получится лишь около 30 млрд рублей в год. Чтобы действительно оплатить все нужные расходы, требуется 500–1000 рублей с билета, но это отрицательно скажется на пассажиропотоке в регионах, полагает он.
В отсутствие госфинансирования привлечение средств с рынка неизбежно, иначе есть риски деградации инфраструктуры, считает эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов. Предложения Минтранса уже направлены в правительство, рассказал источник «Ъ».