Санкционная петля все туже затягивается вокруг проекта «Новатэка» «Арктик СПГ 2». Первые коммерческие поставки были запланированы на январь этого года, но введенные в ноябре 2023 г. санкции США заставили «Новатэк» и ряд акционеров проекта объявить форс-мажор. Дополнительные проблемы возникают с транспортировкой — из-за санкций проект не получит танкеры ледового класса, необходимые для вывоза СПГ из северных широт.
В результате введения санкций США японская компания Mitsui OSK Lines (MOL), которая должна была заниматься экспортом газа с «Арктик СПГ 2», не может ни получить заказанные танкеры, ни продать их россиянам. Об этом Bloomberg рассказал президент MOL Такеси Хасимото.
По информации «Новатэка», планировалось создать флот из 21 танкера класса Arc7 (такие суда имеют двойной корпус и способны пробивать двухметровый лед): 15 из них должна построить судоверфь «Звезда», еще шесть — южнокорейская Hanwha Ocean. Из южнокорейских танкеров три предназначались «Совкомфлоту» и три — MOL. С «Совкомфлотом» Hanwha Ocean разорвала контракты ранее из-за его попадания в санкционные списки. Теперь возникли проблемы с судами, которыми должна была управлять японская компания.
«Согласно контрактным обязательствам, если мы не можем предоставить эту услугу „Арктик 2“, мы должны продать ему наши суда. Но санкции говорят, что мы не можем провести эту сделку с „Арктик 2“. Ситуация непростая», — сказал Хасимото.
По его словам, компания обсуждает ее с правительствами США и Японии.
«Арктик СПГ 2» – крупнейший в России проект по добыче и сжижению природного газа. Он предусматривает строительство трех технологических линий общей мощностью 19,8 млн тонн в год. Запасы Утреннего месторождения, которое является его ресурсной базой, – 590 млрд кубометров (на конец 2022 г.). Капиталовложения для запуска проекта на полную мощность оценивались в $21,3 млрд. «Арктик СПГ 2» – совместное предприятие «Новатэка» (60%), французской TotalEnergies (10%), китайских CNPC и CNOOC (по 10%) и Japan Arctic LNG (10%) – консорциума японских компаний Mitsui и Jogmec.
Строительство танкеров для MOL должно было завершиться позднее в этом году. Из 21 танкера сейчас для «Арктик СПГ 2» построены только три газовоза ледового класса — «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте», сообщал Reuters в конце декабря. Тогда же главный экономист ВЭБ Андрей Клепач заявил на Международном форуме «Газ России 2023», что инфраструктура в Арктике будет готова только после 2030 г.: «Речь не только о ледоколах, но и о газовозах ледового класса — таких судов пока нет».
Как раз к 2030 г. Россия планирует увеличить свою долю на мировом рынке СПГ до 20% с нынешних 8%. При объявлении санкций против «Арктик СПГ 2» в ноябре Госдепарамент США заявил, что их цель — «с течением времени подорвать статус России как ведущего поставщика энергоресурсов».