Российские власти продолжают расширять систему слежки за гражданами в интернете с помощью «империи» «Яндекса», которая в понедельник перешла под контроль близких Кремлю структур.
Вслед за крупнейшим в России агрегатором «Яндекс.Такси» делиться данными с силовиками о клиентах начнет «Яндекс.Доставка» — курьерская служба, которая до войны осуществляла более 50 миллионов заказов в год.
С 2 февраля «Яндекс.Доставка» включена в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), отмечает «Роскомсвобода». Кроме «Доставки», в реестр внесены такие сервисы, как «Кинопоиск» и «Яндекс.Драйв» — один из крупнейших в стране сервисов каршеринга с парком, насчитывающим более 16 тысяч машин.
Участники реестра ОРИ, согласно «закону Яровой», обязаны сохранять данные пользователей, включая сведения обо всех их действиях и взаимодействиях, а также передавать эти данные по первому же требованию в ФСБ. Это касается также переписки, аудио- и видео-звонков (если таковые предусмотрены сервисом).
На данный момент в реестре находится почти 400 ресурсов. Кроме сервисов «Яндекса», в перечень включены социальная сеть VK, «Сбербанк. Онлайн», «Тинькофф банк», развлекательный ресурс «Пикабу» и многие другие, а также сервисы знакомств и электронной почты.
В январе 2024 года Минцифры РФ предложило включать в реестр ОРИ любые сетевые ресурсы, предоставляющие пользователям возможность онлайн-переписки или обратной связи. В случае отказа владельцев сайта добровольно записаться в этот перечень Роскомнадзор получит право поместить его туда принудительно.
«Закон Яровой» обязывает операторов связи хранить и предоставлению информации о пользователях правоохранительным органам. С 1 января 2024 года за неисполнение требований введены оборотные штрафы. Минимальный их размер составит миллион рублей. ФСБ утверждает, что эта сумма соразмерна затратам операторов на покупку или аренду соответствующего оборудования.