Почти 20 лет усилий и одно из важнейших достижений экономической политики 2000–2010-х годов, развитие автомобилестроения, оказались перечеркнуты войной. На второй год войны производство легковых автомобилей выросло на 19%, но обвал по сравнению с довоенным 2021 г. лишь сократился до 60%.
В 2023 г. было выпущено 537 тысяч легковых автомобилей — на 19% больше, чем в 2022-м, подвел итоги года Росстат. Это всего лишь эффект базы: в первый год войны производство рухнуло втрое, до 450 тысяч машин с 1,364 млн в 2021 г. По сравнению с ним выпуск не восстановился даже наполовину. При этом нельзя сказать, что ситуация к концу года улучшилась. В ноябре было произведено машин в 1,8 раза меньше, чем в ноябре-21 (64,2 против 112,4 тысячи), в декабре — в 2,1 раза, чем в декабре-21 (55 против 126 тысяч), следует из данных Росстата.
До 2022 г. более половины продаваемых в России автомобилей составляли иностранные бренды, произведенные в стране. Но сразу после начала войны ведущие мировые автоконцерны дружно объявили об уходе с российского рынка — прекращении поставок машин и запчастей, а также остановке заводов. Это прекратило выпуск российских иномарок и усложнило производство даже отечественных марок: в них использовались иностранные детали. Центробанк называл автомобилестроение одной из трех самых пострадавших от санкций и ухода иностранных компаний отраслей (две другие — авиация и коммерческая недвижимость).
Брошенные иностранцами заводы постепенно обретают новых владельцев и в этом году собираются возобновлять производство, но довоенные масштабы выпуска в автопроме будут достигнуты нескоро.
Сократился и автомобильный рынок: в прошлом году было продано чуть более 1 млн новых легковых машин, прогноз «Автостата» на этот год — 1,25 млн в базовом сценарии и 1,4 млн в оптимистичном. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала рост 1,3 млн, называя такой прогноз «умеренно оптимистичным». До войны каждый год продавалось 1,4–1,6 млн новых автомобилей. К этим объемам мы вернемся, скорее всего, в 2026 или 2027 году, полагает гендиректор группы «Автодом» Андрей Ольховский. Аналитики «Твердых цифр», комментируя декабрьское сокращение импорта машин из Китая, отмечают, что оно говорит, скорее, не о проблемах с поставками, а о насыщении российского авторынка. В конце прошлого года продажи приблизились к уровням 2021 г., но имеющегося предложения достаточно, хотя производство легковых авто в России по-прежнему много ниже довоенного. Тем более что, как отмечают аналитики Центра экономического прогнозирования ГПБ, за год новые автомобили стали в среднем на 23% дороже.
В этом году драйвером роста на автомобильном рынке станут грузовые и легкие коммерческие авто (LCV), прогнозируют аналитики Промсвязьбанка. Спрос на эти автомобили будет поддержан развитием онлайн-торговли и устареванием корпоративного автопарка, рассуждают аналитики: «На легковые автомобили ожидаем охлаждения спроса в первом полугодии на фоне сохранения высоких ставок и роста стоимости иномарок».