МОСКВА, 30 янв (Рейтер) - Россия, председательствующая в 2024 году в группе развивающихся стран БРИКС, хочет в этом году договориться о возможности использовать средства из валютных резервов блока странами, которые будут испытывать давление на платежный баланс, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина в интервью РИА Новости.
Россия в 2023 году сама испытала давление на платежный баланс, где профицит счета текущих операций сжался до $50 миллиардов с $238 миллиардов в 2022 году, на фоне западных санкций, которые привели к падению экспорта РФ ниже уровней 2021–2022 годов.
При этом возможности России распоряжаться собственными валютными резервами ограничены: в 2022 году почти половина из них в объеме $300 миллиардов оказалась заблокирована западными санкциями за пределами страны.
Набиуллина сказала, что центральные банки БРИКС в 2024 году сделают больший фокус на расчеты в национальных валютах, создание инфраструктуры, на которую не могут влиять западные санкции.
По ее словам, пул условных валютных резервов БРИКС, созданный в 2014 году в объеме $100 миллиардов, может быть использован для поддержки стран-участниц при необходимости.
«Мы его с 2018 года ежегодно тестируем, чтобы поддерживать в постоянной готовности, но пока никто из наших стран его не использовал, в этом не было необходимости. В текущем году хотим завершить переговоры о том, чтобы страны, если они будут испытывать давление на платежный баланс, могли получать средства из этого пула в национальных валютах», - сказала Набиуллина.
Она напомнила, что у ЦБР есть двусторонние валютные свопы с центробанками БРИКС.
Так, еще в 2014 году Народный банк Китая и ЦБР подписали двустороннее соглашение о свопах в национальных валютах на сумму 150 миллиардов юаней/815 миллиардов рублей. В ноябре 2017 года соглашение о свопах в национальных валютах на 150 миллиардов юаней/1.325 миллиардов рублей между центробанками Китая и России было возобновлено еще на три года, а в ноябре 2020 года - продлено в объеме 150 миллиардов юаней/1.750 миллиардов рублей, согласно публичным материалам китайского регулятора.
По словам Набиуллиной, у России произошло «определенное усложнение трансграничных расчетов со многими странами, потому что риск вторичных санкций вырос» после введения декабрьского пакета санкций США.
«К чему это приводит? На мой взгляд, как раз к активизации усилий по созданию альтернативных способов платежей. Бизнес во всех странах над этим работает», - сказала Набиуллина.
ЦБР уже проводит консультации и переговоры со многими странами БРИКС о трансграничных расчетах через цифровые валюты.
«И я думаю, что в перспективе они, конечно, будут развиваться», - сказала Набиуллина.
В то же время, не все страны блока разделяют идею создания единой валюты БРИКС, призналась она.
«Она очень сложная в дизайне и реализации. Поэтому, конечно, для начала она требует очень тщательного изучения». (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)