МОСКВА, 26 янв (Рейтер) - Сибур <IPO-SIBU.L>, крупнейший производитель и экспортер сжиженного углеводородного газа (СУГ) в РФ, может снизить перевалку СУГ через балтийский порт Усть-Луга из-за нехватки танкеров-газовозов, сообщили два источника в отрасли.
По мнению трейдеров, Сибур сократит предложение сжиженного газа из Усть-Луги, откуда помимо СУГ в настоящее время снизилось предложение нефтепродуктов, в том числе нафты (прямогонного бензина) из-за остановки выработки нефтепродуктов у Новатэка в Усть-Луге после пожара из-за атаки на инфраструктуру в конце прошлой недели.
СУГ используется в нефтехимии в качестве альтернативного нафте сырья для производства нефтехимической продукции, в качестве автогазового топлива, в коммунально-бытовом секторе для отопления и приготовления еды, в промышленности в качестве резервного топлива.
По данным трейдеров, у Сибура в декабре 2023 года закончился десятилетний договор тайм-чартера (долгосрочной аренды) с компанией Navigator Gas на аренду двух танкеров-газовозов - Navigator Leo (дедвейт 22.850 тонн) и Navigator Libra (дедвейт 22.900 тонн).
Это подтверждает годовой отчет Navigator Gas за 2022 год, в котором указано, что «Navigator Leo и Navigator Libra находятся в десятилетних чартерных контрактах с российским контрагентом (Сибуром) и срок действия тайм-чартеров истекает в декабре 2023 года».
Согласно расчетам Рейтер, основанным на данных LSEG, эти два танкера ледового класса вывозили 35-40% от всего объема отгрузок СУГ из Усть-Луги, где Сибур является единственным поставщиком сжиженного газа на терминал.
«Если Сибур не найдет замену танкерам Navigator Gas, то рискует значительно снизить перевалку СУГ в Усть-Луге», - считает один из источников.
По предварительным данным LSEG, объем отгрузки СУГ из Усть-Луги в январе составит около 50.000 тонн, или на четверть меньше по сравнению со среднемесячным показателем 67.000 тонн в прошлом году.
«Проблема здесь и сейчас - найти газовозы ледового класса, который был у Navigator Leo и Navigator Libra, потому что ряд других танкеров, используемых сейчас при отгрузках в Усть-Луге, например Uskudar, не имеют ледового класса и простаивают продолжительное время в акватории порта в ожидании ледокольной проводки», - сказал источник.
Другой источник также сообщил, что Сибуру будет сложно решить эту задачу, так как после введения ЕС санкций в отношении российского СУГ европейские и американские компании не готовы предоставлять производителям РФ свои танкеры.
«Также есть много вопросов, связанных со страхованием судов и банковскими платежами. Конечно это все (фрахт, страховка, платежи) можно решить через различные схемы не через европейские, а, допустим, турецкие или арабские компании. Но для этого нужно время», - добавил он.
Получить оперативный комментарий Navigator Gas Рейтер не удалось. Сибур отказался от комментария.
Сибур увеличил перевалку СУГ в Усть-Луге в 2023 году на 8% по сравнению с 2022 годом до 806.000 тонн, продолжая перенаправлять продукт из Европы в страны Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), свидетельствуют данные трейдеров и LSEG.
По данным трейдеров, из-за перенаправления объемов СУГ из Усть-Луги вокруг Европы в страны Северной Африки, Ближнего Востока и АТР значительно увеличились сроки оборачиваемости танкеров-газовозов.
«Газовозы, например, идут до Турции две-три недели, обратно в Усть-Лугу - еще две недели. В итоге получается, что танкер выбывает из программы погрузки в порту почти на пять недель, и это сказывается на объемах перевалки. Иначе могли бы отгрузить еще больше», - поделился мнением источник в отрасли.
Помимо танкеров компании Navigator Gas, Сибур в прошлом году на регулярной основе использовал газовозы ледового класса - Alcor (бывший Sibur Tobol) дедвейтом 22.750 тонн и Alkaid (бывший Sibur Voronezh) дедвейтом 22.750 тонн, ранее принадлежавшие Совкомфлоту.
Совкомфлот в мае 2022 года в условиях санкционного давления продал газовозы Alcor и Alkaid арабской компании Al Seer Marine из Абу-Даби (ОАЭ).
На долю Alcor и Alkaid в прошлом году пришлось около 30% от отгрузок СУГ из Усть-Луги, остальное - на танкеры-газовозы Uskudar (10,9%), Cerro Alto Explorer (7,7%), Innovator (5,5%), Guadalupe Explorer (5,3%) и Eco Dream (2,0%), использовавшиеся при перевалке из Усть-Луги на эпизодической основе.
Евросоюз в конце прошлого года ввел эмбарго на импорт СУГ российского происхождения с 12-месячным переходным периодом, в рамках которого экспорт пропан-бутана из РФ в Европу будет возможен в рамках долгосрочных контрактов, заключенных до введения санкций.