Западные санкции, введенные против российской авиаотрасли после начала войны в Украине, не сказались на безопасности полетов, заявил пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко. Он утверждает, что тенденции к росту числа авиаинцидентов в стране нет.
Кореняко прокомментировал статью одного из госСМИ, которое ссылалось на декабрьскую публикацию американского Newsweek о том, что самолеты в России стали ломаться в три раза чаще через год после введения санкций, запретивших поставки запчастей и техническую поддержку бортов. В частности, с начала 2023 года было зафиксировано более 180 случаев неисправностей во время полета, тогда как в 2022 году произошло только 60 таких инцидентов. А за одну осень в России поломалось столько же самолетов, сколько ранее ломалось за год, подсчитали иностранные журналисты.
Кореняко заявил, что это «ничем и никем не подтвержденные цифры, собранные по неясным источникам». «На российском воздушном транспорте отсутствует тенденция к росту числа авиационных инцидентов! В конце прошлого года Росавиация публиковала статистику на этот счет. <…> Безопасность полетов и пассажиров — ключевой приоритет для всех работников воздушного транспорта», — подчеркнул он.
Авиационным инцидентом считается любое событие с самолетом, которое повлияло или могло повлиять на безопасность полета. Что касается авиапроисшествий, к ним относятся ситуации, в которых пострадали люди либо получило повреждения воздушное судно. Если в происшествии есть жертвы, оно считается катастрофой, если нет — аварией.
Заверения пресс-секретаря Росавиации появились на фоне регулярных сообщений о поломках самолетов во время рейсов, аварийных посадках, выкатах за взлетно-посадочную полосу и многочасовых задержках вылетов из-за технических неисправностей.
Только с начала 2024 года произошли уже 10 таких авиаинцидентов. Два из них случились 24 января. У Airbus А-320 компании S7 отказала «зеленая» гидросистема во время выполнения рейса из Владивостока в Новосибирск. Самолет приземлился, но был отстранен от полетов. У аналогичного лайнера «Аэрофлота», направлявшегося из Нижневартовска в Москву, при подлете к аэропорту Шереметьево отказала навигационная система.
До этого в горах Афганистана после отказа двух двигателей упал самолет Falcon 10B, выполнявший санитарный рейс. На борту было шесть человек: четыре члена экипажа выжили, а два пассажира погибли.
15 января самолет авиакомпании «Ямал», направлявшийся в Салехард из Горно-Алтайска, совершил вынужденную посадку в Толмачево из-за неисправности. У Boeing 737-800 авиакомпании «Якутия» при вылете из Якутска в Москву во время взлета разрушилась шина колеса. В тот же день «Уральские авиалинии» дважды попытались выполнить рейс в Сочи из Екатеринбурга на неисправном Airbus А321, но в последний момент полеты отменяли. Оба раза при разгоне по полосе первый двигатель не выходил во взлетный режим.
12 января сразу три аварийные ситуации произошли на рейсах «Победы». Сигнал тревоги прозвучал в аэропорту Чебоксар — после приземления пилоты прилетевшего из Москвы рейса доложили о возгорании основной стойки шасси.
Тем же вечером, пролетая над Омской областью, об отказе правой бортовой инерционной системы сообщил экипаж рейса Москва — Барнаул. Самолет сел на аэродром Новосибирска. Третий инцидент произошел на рейсе «Победы» Москва — Уфа. Над Чувашией пилоты доложили о запахе горелой проводки в туалете. Борт приземлился в Уфе.
По данным Росавиации, всего за 11 месяцев прошлого года в стране произошли 670 авиаинцидентов, из которых 400 были связаны с отказом техники, в том числе двигателей.