Законопроект о конфискации имущества, под которым поставили подписи три четверти депутатов Госдумы, включая спикера Вячеслава Володина, коснется не только осужденных за «фейки об армии», но и всех, кто обвинен в преступлениях против безопасности государства или призывах к таким преступлениям. Кроме того, документ предусматривает возможность лишать наград и званий широкий круг лиц, включая сотрудников «нежелательных» организаций.
Как следует из текста законопроекта, опубликованного 22 января на официальном думском портале законопроектной деятельности, в список деяний, за которые к обвиняемым могут применить меры по конфискации имущества, попадают: «фейки об армии» (ст. 207.3 УК РФ), преступления против безопасности государства (ст. 280.3 УК РФ), а также публичные призывы к такой деятельности (ст. 280.4 УК РФ).
«Мотивацию властей угадать несложно, безусловно, это подготовка к выборам. Власти очень напуганы всплеском протестной активности в регионах, именно поэтому в списке статей, предусматривающих возможность конфискации, появляется ст. 280.4 УК, — сказала The Moscow Times юрист правозащитного проекта «ОВД-Инфо» Мария Чащилова. — Определенно, с помощью этого инструмента власть намерена заткнуть рот всем своим критикам. И такая мотивация для российской власти, к сожалению, не нова. Как бы авторы законопроекта ни пытались интерпретировать поправки, но преследование по перечисленным в нем статьям носит политически мотивированный характер».
Статью о призывах к преступлениям против безопасности государства законопроект предлагает дополнить пунктами о совершении преступления из корыстных побуждений или по найму, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой‑либо социальной группы. По мнению правозащитницы, складывающаяся в последние годы судебная практика вкупе с размытыми формулировками законопроекта, не прописывающими квалифицирующие факторы, позволит правоприменителям максимально широко трактовать установленные им нормы.
«В российской судебной практике уже есть прецеденты, когда социальной группой признавали силовиков и чиновников. Поэтому при желании можно будет обвинить в „призывах к преступлению против безопасности государства“ и конфисковать имущество у любого, кто критикует власть, правоохранителей и даже церковных иерархов», — не исключает Чащилова.
Этот же законопроект, который еще до внесения в Госдуму поддержали Генпрокуратура, Следственный комитет, Минюст, Росфинмониторинг и правительственная комиссия по законопроектной деятельности, предлагает разрешить судам лишать наград и званий за широкий круг «преступлений». К таковым авторы инициативы относят: «фейки» об армии и ее дискредитацию; призывы к экстремизму, деятельности против безопасности государства и отторжению от России территорий; возбуждение ненависти и вражды; «реабилитацию нацизма» и пропаганду нацистской символики, а также работу в нежелательной организации, призывы к санкциям против России и помощь в уголовном преследовании российских чиновников или военных за границей.
Реализация законопроекта «направлена на упреждение и пресечение преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства», говорится в пояснительной записке к документу.