(Повтор сообщения от 20 января, текст без изменений)
20 янв (Рейтер) - Недели атак на коммерческие суда в Красном море со стороны поддерживаемых Ираном хуситов нарушили судоходство через Суэцкий канал - на самом кратком и удобном морском пути между Азией и Европой, по которому проходит 12% мирового трафика контейнерных перевозок.
Для европейской экономики, которая уже находится на грани легкой рецессии, пытаясь справиться с высокой инфляцией, длительные перебои станут новым инфляционным риском могут сорвать планы центральных банков начать снижение процентных ставок в 2024 году.
Ниже следуют некоторые факторы, которые учитывают регуляторы, оценивая ситуацию и ее возможные последствия.
КАК ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ?
С макроэкономической точки зрения эффект событий в Красном море пока незначителен. Хотя министерство экономики Германии подчеркнуло, что следит за ситуацией, на этой неделе оно сообщило, что единственной заметной помехой для производства до сих пор было несколько случаев удлинения сроков поставок.
Глава Банка Англии Эндрю Бейли согласился с этим мнением, сказав на парламентских слушаниях, что на самом деле это не оказало того эффекта, которого он опасался, признав при этом, что многое еще неясно.
Нападения хуситов пока не отразились на основных экономических показателях Европы - в том числе на декабрьской инфляции, которая немного выросла по всему региону из-за сочетания ожидаемого статистического эффекта, некоторых разовых выплат и некоторого давления на цены в секторе услуг.
Это все еще может измениться - стоит следить за предварительными европейскими показателями индекса PMI за январь в среду и первой оценкой инфляции в еврозоне за тот же месяц 1 февраля. Глава ЕЦБ Кристин Лагард вполне может затронуть эту тему на пресс-конференции после заседания регулятора в четверг.
ПОЧЕМУ ЭТО ЕЩЕ НЕ ОТРАЗИЛОСЬ НА ЭКОНОМИКЕ?
Основная причина, вероятно, заключается в том, что мировая экономика в целом всё еще вернулась к работе на полную мощность, а значит, в системе еще много вялости.
Возьмем цены на нефть - самый очевидный канал, по которому ближневосточные проблемы могут ударить по экономике Европы и других стран.
Они еще не взлетели, потому что, как сказал Рейтер глава МЭА Фатих Бироль в среду, предложение нефти достаточно высокое, а рост спроса замедляется.
«Я не ожидаю серьезных изменений в цене на нефть, потому что на рынок поступает достаточный объем нефти», - сказал он.
Саудовская нефтяная монополия Aramco может избежать необходимости поставок через Баб-эль-Мандебский пролив, находящийся близ Йемена, откуда совершают нападения хуситы, благодаря трубопроводу, соединяющему ее нефтяные объекты на востоке Аравийского полуострова с западным побережьем и обеспечивающему более быстрый доступ к Суэцкому каналу, сказал ее глава Амин Нассер в интервью Рейтер.
Немецкий логистический и почтовый гигант DHL сообщил, что у него все еще имеются свободные мощности для авиаперевозок - но это вариант доступен не для всех, потому что мировая экономика еще не совсем раскачалась.
Такая приглушенная экономическая картина также затрудняет компаниям возможность переложить на плечи потребителей любое увеличение расходов, с которым они сталкиваются, например, из-за необходимости менять маршруты и направлять перевозки вокруг Африки. Многие из них восстановили рентабельность за год и признают, что им, возможно, придется просто смириться с ростом затрат.
«Наш лучший прогноз на данный момент заключается в том, что мы сможем покрыть дополнительные расходы, которые, по нашим оценкам, будут иметь место, и при этом добиться... повышения валовой прибыли», - сказал Рейтер Энди Бонд из Pepco Group, владельца Poundland.
Мебельный ритейлер IKEA даже сообщил, что будет придерживаться запланированного снижения цен и что у него имеются запасы, способные выдержать любые потрясения в цепочке поставок. До тех пор, пока такое положение дел будет сохраняться для достаточного количества компаний, перебои не приведут к ускорению инфляции потребительских цен.
МОГУТ ЛИ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ ПРОСТО СМИРИТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ?
Нет - потому что чем дольше продолжаются перебои, тем больше вероятность того, что они, пусть и постепенно, скажутся на более широкой экономической картине.
Основываясь на оценке МВФ влияния роста стоимости грузоперевозок, Oxford Economics в записке от 4 января подсчитала, что рост цен на контейнерные перевозки увеличит инфляцию на 0,6 процентного пункта за год. ЕЦБ сейчас ожидает, что инфляция в еврозоне снизится с 5,4% в 2023 году до 2,7% в 2024 году.
«Хотя это говорит о том, что длительное перекрытие маршрутов в Красном море не предотвратит снижения инфляции, однако оно замедлит скорость ее возвращения к норме», - сообщила Oxford Economics. Однако, по мнению экспертов, это не помешает ожидающемуся повороту ЦБ к снижению процентных ставок.
Нападения хуситов и более масштабные проблемы на Ближнем Востоке представляют собой один из геополитических рисков, о которых упоминается в протоколах обсуждений денежно-кредитной политики центральных банков. Регуляторы опасаются эскалации - и этот страх сам по себе может повлиять на принимаемые решения.
Наконец - хотя до этого, возможно, еще далеко - существует вероятность, что сложившаяся ситуация подтолкнет компании к исполнению планов, разработанных после того, как пандемия COVID-19 нарушила торговлю: тогда фирмы продумывали, как создать альтернативные, более надежные способы поставок.
Это могут быть более длинные, но и более безопасные торговые пути, а также частичный или полный перенос производства ближе к ключевым рынкам. Но какие бы варианты ни рассматривались, все они, скорее всего, будут иметь одну общую черту - рост издержек.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Марк Джон)