Китайские производители насытили российский автомобильный рынок, заменив автомобили ушедших из страны мировых брендов, но всему есть предел. Российские дилеры просят китайцев сбавить обороты и привозить меньше машин.
Ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД), на участников которой приходится около 80% продаж новых легковых автомобилей в стране, обсуждает с Союзом китайских предпринимателей снижение планов по импорту автомобилей, рассказал президент ассоциации Алексей Подщеколдин. В декабре китайские производители заявили о намерении поставить в этом году в общей сложности 1,169 млн автомобилей — это в десять раз больше, чем продано «китайцев» в 2021, вдвое больше по сравнению с 2023 г., и на 110 000 больше, чем всего было продано новых автомобилей в России в прошлом году.
Сейчас в России работает около 30 официальных представительств китайских брендов, и еще примерно столько же поставляются неофициально, а в следующем году их станет еще больше. Эта ситуация оптимизма у дилеров не вызывает: рынок в нынешнем состоянии столько не переварит, считает Подщеколдин, напоминая, что еще полмиллиона машин собираются продать российские производители.
Столько не купят
С осени продажи автомобилей перестали расти, а в январе они, по оценкам дилеров, пока хуже, чем были год назад, говорит Подщеколдин. В такой ситуации реализация планов китайского автопрома приведет к затовариванию рынка, развязыванию ценовых войн и последующему банкротству как отдельных импортеров, так и его дилеров, объясняет он.
Доля новых автомобилей в общем числе проданных машин снижается уже 11 лет — в 2013 г. она составляла 33%, а в прошлом году упала до 14%, объясняет Подщеколдин. И это при том, что потребность обновлять автомобили есть — сейчас 70% автопарка старше 10 лет, в том числе 27% — старше 20 лет. О готовности россиян обновлять автомобили говорит и то, что в середине прошлого года рынок был близок к восстановлению — в августе продажи новых машин вернулись на уровни 2021 года. Но затем все пошло не так.
Курс рубля начал резко падать, правительство в разы повысило утилизационный сбор, а ЦБ начал повышать ключевую ставку. Автомобили стали менее доступными из-за роста цен и стоимости кредитов. В результате рынок вышел на плато, а теперь уже и начал снижаться. Если эти помехи не исчезнут, то ситуация ухудшится и хорошо, если удастся продать столько же новых автомобилей, сколько в прошлом году, рассуждает президент РОАД. Для того, чтобы рынок двинулся к значению в 1,3 млн автомобилей, которое еще в декабре казалось экспертам легко достижимым, нужно хотя бы снижение ключевой ставки, считает он. Но макроэкономисты ждут этого в лучшем случае во втором квартале, а в негативном сценарии — не раньше июля.
Рынок не в лучшей форме, и АвтоВАЗ может снизить план на этот год, заявил сегодня президент компании Максим Соколов: «Рынок показывает результаты ниже ожидаемых уже третий месяц подряд. Мы понимаем, что первое полугодие будет непростым. Такой слабый спрос на автомобили будет, возможно, оказывать давление и на наши производственные планы».
Уже сейчас из-за активного импорта в Россию, по оценке «Автостата», ввезено минимум 200 000 «лишних» автомобилей, которые стоят на складах производителей и дилеров: из-за упавшего спроса продать их не получается. Соревнование скидок и подарков для покупателей пока только начинается, но если так будет продолжаться, оно перейдет в настоящие ценовые войны и выдавливание конкурентов с рынка, сходятся во мнении опрошенные The Moscow Times дилеры.
Дистрибьюторы в районе Нового года стали требовать от дилеров выкупить «зависшие» автомобили со складов, рассказывает Подщеколдин, но дилерам это сложно сделать, потому что кредиты подорожали фактически в два раза.
Китайский народный автомобиль
По его оценке, в сегменте автомобилей дороже 2 млн руб. — а это сейчас только 30% рынка, тогда как до войны было 70% — предложение уже значительно превышает спрос. А это значит, что автомобили будут распродаваться со скидками. Но покупать их тоже будет некому — ведь автокредиты дорогие. А китайские автомобили почти все попадают в средний и верхний ценовый сегмент, тогда как покупатель с «живыми» деньгами — в экономсегменте ниже 2 млн рублей.
О том же говорит президент АвтоВАЗа: «Продажи идут непросто, особенно дорогостоящих моделей. Что касается бюджетных моделей — там все более-менее стабильно».
Скидки уже оставляют дилеров почти без прибыли. Президент РОАД рассказал, что в одном из своих дилерских центров в Обнинске продал почти все кроссоверы Chery Tiggo без маржи — и это с учетом полученной от производителя скидки.
В ценовых войнах страдают все, рассуждает он. Производители и дилеры почти ничего не зарабатывают, а самые слабые — банкротятся. Поначалу хорошо покупателям, которые могут купить машину дешевле, но со временем они могут столкнуться с проблемами в гарантии и обслуживании автомобиля — если дилер закроется или бренд уйдет с рынка, продолжает он.
Нужны меры по поддержке рынка и стимулированию создания китайских производств в России, призывает Подщеколдин. Но тут есть проблема, признает он: создание завода становится выгодным, когда в стране продается хотя бы 100 000 автомобилей определенной модели. Поэтому РОАД собирается «прорабатывать» с китайцами вопрос создания «простейшего» автомобиля, в котором не будет, как во многих китайских моделях, «экранов больше, чем сидений», а будет ABS, кондиционер, стеклоподъемники — и стоить он должен значительно дешевле 1,8 млн руб.