Кадровый голод дошел до индустрии отдыха в России — отечественным отелям остро не хватает квалифицированных специалистов, рассказал РБК президент Cosmos Hotel Group Александр Биба.
По его данным, всего в индустрии гостеприимства в России занято около 1,5 млн человек. При этом до 60% всех сотрудников отелей — это линейный персонал, который выполняет базовые функции. Но из-за низких зарплат россияне неохотно выбирают такую работу.
«В среднем линейный персонал на стойке регистрации отеля получает порядка 37 тыс. руб. в месяц. Для сравнения — средняя зарплата доставщика Ozon или „Яндекса“ — 100 тыс. руб.», — отметил Биба.
Правительство планирует стимулировать бизнес, чтобы к 2030 году в России в рамках нацпроекта по туризму появилось около 400 тыс. новых гостиничных номеров. Это потребует дополнительных рабочих рук, которых уже не хватает. «К сожалению, пока мы наблюдаем существенное увеличение оттока сотрудников из отрасли», — сказал Биба.
По его словам, для решения проблемы дефицита кадров Cosmos Hotel Group создала собственную корпоративную академию гостеприимства и готовит программу развития академии не только для своей сети, но и для рынка в целом.
Пока лишь около 26% занятых в отрасли имеют профильное образование, в то время как в международной практике такое обучение проходит 100% персонала, говорит Биба.
Cosmos Hotel Group — одна из крупнейших управляющих гостиничных компаний в России, входящая в АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова. На текущий момент доля группы на гостиничном секторе страны составляет около 10%. Она управляет 40 отелями, а ее номерной фонд насчитывает около 10 тыс. номеров. Еще 20 объектов находятся в стадии строительства.
До этого на кадровый голод жаловались рестораторы. Из-за девальвации рубля трудовые мигранты, составлявшие основу персонала в заведениях общепита, стали покидать Россию. В итоге рестораны столкнулись с нехваткой поваров, барменов и сотрудников клининга, говорил основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров (ФриО) Сергей Миронов. В целом дефицит сотрудников составляет около 20–30% — «такого вакуума не было никогда», подчеркивал ресторатор.