Чиновники то ли разучились составлять документы, то ли пытаются собрать как можно больше денег с россиян, купивших в прошлом году машину за границей. Новыми жертвами стали те, кто ввез автомобиль в прошлом году, но не продал его до конца года. Теперь с тех, кто хочет продать такую машину, таможенники требуют доплату в сотни тысяч рублей — даже если она была ввезена до повышения утилизационного сбора.
Ошибочка вышла
С 1 августа 2023 года правительство в разы повысило утилизационный сбор на автомобили с юридических лиц. За новую легковую машину с двигателем 1–2 литра нужно заплатить 306 000 руб. вместо 178 000, а за такую же возрастом от трех лет — 528 000 руб. Ставка на возрастные автомобили с большим двигателем может доходить до 1,6 млн руб.
Люди, которые ввозят машины для себя, вроде бы не должны были платить сбор по «коммерческим» ставкам. Для них сохранилась льгота: каждый может ввезти один автомобиль для личного пользования, заплатив сбор по льготной ставке 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 — за автомобиль с пробегом. Но не тут-то было! Стремясь то ли перекрыть серые схемы с оформлением импортируемых машин на физических лиц, то ли наполнить бюджет, власти уточнили порядок уплаты сбора, и люди схватились за головы.
В конце октября таможня уточнила, что льготные ставки применяются только к автомобилям, которые были завезены в страны ЕАЭС физлицами как товар для личного пользования, а не через посредников. Таких почти не было: после ухода из России всех международных автоконцернов бизнесмены наладили поставки машин из США и Европы в Армению, Казахстан и Киргизию, где они и растаможивались через посредников. Получилось, что купившие их после 1 августа россияне должны были платить утильсбор по коммерческим ставкам (исключением оказалась Беларусь, где большинство автомобилей ввозилась именно на физлиц).
Кроме того, оказалось, что по льготным ставкам можно ввезти только один автомобиль в год, а при его продаже ранее чем через 12 месяцев тоже нужно доплачивать сбор до полной ставки. Без этого машину не поставить на учет в ГИБДД.
Деньги, чтобы доплатить, были далеко не у всех, с проблемой столкнулись многие тысячи россиян. А у посредников, ввозивших автомобили под заказ для клиентов из России, зависли машины в Армении, Казахстане и Киргизии. Проблема дошла до президента, и Владимир Путин велел разобраться.
Минпромторг пообещал мораторий на уплату утилизационного сбора по коммерческим ставкам для тех, кто купил автомобиль до 29 октября и до 21 декабря оформил в России свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС, необходимо для получения электронного ПТС). Тем, кто соответствует условиям, но уже заплатил повышенный сбор, пообещали вернуть деньги. Вскоре выяснилось, что под мораторий попали не больше половины пострадавших.
С открытой датой
На этом неприятности не закончились. Правительство под новый год (29 декабря) выпустило постановление, оформляющее мораторий. В документе не оказалось упоминания о том, что оно касается автомобилей, ввезенных после 1 августа 2023 года, то есть после повышения утильсбора.
Это значит: теперь все физлица, которые ввезли автомобиль в последние 12 месяцев, при его продаже после выхода постановления — то есть фактически с начала 2024 года — «попадают» на доплату утильсбора, объясняют импортеры автомобилей и таможенные брокеры. «Мы получили подтверждение этой информации от нескольких таможенных управлений, с которыми работаем», — сказал The Moscow Times менеджер компании, занимающейся таможенным оформлением товаров.
«Да что ж такое, только я, наконец, получил право заплатить льготный сбор за автомобиль, ввезенный в августе, до ужесточения правил утильсбора, так теперь не могу его продать до августа следующего года», — жалуется москвич, собиравшийся поменять машину на большую: его жена ждет четвертого ребенка в мае. Он сокрушается, что теперь не сможет это сделать до осени, ведь при продаже той, что есть, ему придется отдать таможне почти миллион рублей.
Другой россиянин рассказал, как пытался 25 декабря продать автомобиль, ввезенный в Россию весной 2023 г., но его не снимают с учета и не переоформляют на нового владельца, требуя доплаты сбора. «Юрист, к которому я обратился, считает, что шансы выиграть дело и отменить выплату в моем случае есть, ведь я продал автомобиль до нового постановления — но, во-первых, суд займет несколько месяцев, во-вторых, обойдется ненамного дешевле доплаты сбора, да и гарантии победы нет», — объясняет он. Тем же, кто хочет продать машину раньше, чем через 12 месяцев после ввоза, точно лучше не рисковать — повышенный утильсбор, скорее всего, придется заплатить, уверяют опрошенные The Moscow Times таможенные брокеры.