МОСКВА, 12 янв (Рейтер) - Ниже приводятся сведения об изменениях ключевых нефтегазовых налогов и тарифов в РФ в 2024 году.
ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА
Налоговый маневр предусматривает с 2024 года для расчета вывозной таможенной пошлины на нефть снижение корректирующего коэффициента до 0 вместо 0,167 в 2023 году, что ведет к обнулению пошлины на нефть и нефтепродукты с января 2024 года.
Экспортная пошлина на нефть и темные нефтепродукты в РФ в декабре 2023 года составляла $24,7 за тонну, на светлые нефтепродукты - $7,4, нафту - $13,5.
С 2024 года сбор в виде экспортной пошлины на нефть в полном объеме (100%) перешел в формулу нефтяного НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
В 2023 году в формуле НДПИ доля экспортной пошлины составляла 0,833 от расчетной величины пошлины. Соответственно при экспорте нефти пошлина взималась с учетом коэффициента 0,167 от полной ставки.
Полное расчетное значение экспортной пошлины на нефть для декабря 2023 года (средняя цена Urals за период мониторинга $79,23) равнялось $147,9 за тонну ($24,7 непосредственно вывозная таможенная пошлина и $123,2 в формуле НДПИ).
Для января 2024 года полная расчетная экспортная пошлина на нефть $119,2 (средняя цена Urals за период мониторинга $66,12) - теперь полностью в составе НДПИ.
Переход экспортной пошлины в формулу нефтяного НДПИ способствует увеличению доходов бюджета за счет большей налоговой базы (НДПИ взимается с объема добычи , а пошлина - с объема экспорта), однако существенная часть дополнительных поступлений расходуется на субсидию нефтепереработчикам в виде акциза на нефтяное сырье (АНС), возмещающих утраченную таможенную субсидию, а также на топливный демпфер.
Нулевая экспортная пошлина на нефть автоматически обнуляет экспортные пошлины на нефтепродукты, однако, согласно действующей редакции постановления правительства от 29 марта 2013 года N 276, в формуле нефтепродуктовой пошлины сохраняет до 31 декабря 2025 года действие надбавки (коэффициент «n») к экспортной пошлине для нефтепродуктов в размере 50.000 рублей за тонну для экспортеров, которые не являются переработчиками нефти или прямогонного бензина, а также в отношении переработчиков со свидетельством, у которых объём переработки в 2022 году не превысил 1 миллион тонн нефтяного сырья или 450.000 тонн бензина.
При расчете величины экспортной пошлины на нефть в соответствии с поправками в закон о Таможенном тарифе, учитываются предельные допустимые значения отставания средней цены Urals от котировки NSD (North Sea Dated), повторяющие те, которые установлены в Налоговом кодексе, но отличным периодом мониторинга:
* с 15 ноября 2023 года по 14 ноября 2024 года включительно - $109,5 за тонну ($15 за баррель),
* с 15 ноября 2024 года по 14 ноября 2025 года включительно - $73 за тонну ($10 за баррель),
* с 15 ноября по 14 декабря 2025 года включительно и за все последующие периоды мониторинга - $43,8 за тонну ($6 за баррель).
АКЦИЗ НА НЕФТЯНОЕ СЫРЬЕ
В формуле обратного акциза на нефтяное сырье (АНС), в 2024 году корректирующий коэффициент повышается до 1 против 0,833 против в 2023 году.
Повышение АНС восполнит нефтепереработчикам, располагающим свидетельством о регистрации лица совершающего операции по переработке нефтяного сырья, ту часть маржи, которую они теряют после обнуления экспортной пошлины на нефть. АНС вырастет соответственно на 1/6 часть полной экспортной пошлины.
Для нефтепереработчиков, которые не получают субсидию в виде АНС, окончательное падение защитного таможенного барьера для нефтяного сырья в 2024 году обернется подорожанием нефтяного сырья вслед за повышением экспортной альтернативы.
НДПИ
В формуле налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2024 году в слагаемом Кман увеличится значение корректирующего коэффициента (Ккорр) до 1 с 0,833 в 2023 году.
Слагаемое Кман фактически представляет собой полную экспортную пошлину на нефть, рассчитываемую в соответствии с законом о Таможенном тарифе, умноженную средний курс доллара США за соответствующий период мониторинга.
В формуле НДПИ с 1 января 2024 года при определении коэффициента Кабдт для показателей Даб и Ддт применяется коэффициент Квр в размере 1, что приведет к повышению размера налога.
В период с сентября по декабрь применялся Квр в размере 0,5, что снижало итоговую величину полного НДПИ на нефть ориентиорвочно на 1.500-3.300 рублей за тонну.
АКЦИЗ НА АВТОБЕНЗИН И ДИЗТОПЛИВО
В 2024 году акциз на автобензин 5 класса повышается на 703 рубля за тонну (+4,9%) до 15.048 рублей за тонну с 14.345 рублей в 2023 году;
акциз на дизельное топливо повышается на 487 рублей за тонну (+4,9%) до 10.425 рублей за тонну с 9.938 рублей в 2023 году.
Акциз включается в цену до начисления налога на добавленную стоимость (НДС), поэтому рост акциза в оптовой цене внутреннего рынка, а также в цене экспортной альтернативы в итоге составит для автобензина 866,4 рубля за тонну, для дизтоплива - 584,4 рубля за тонну.
Акциз на моторное масло повышается в 2024 году на 310 рублей (+4,9%) до 6.628 рублей за тонну с 6.318 рублей.
ДЕМПФЕР
Демпфирующая надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье - механизм, который компенсирует нефтепереработчикам отклонение экспортной альтернативы от фиксированной условной цены внутреннего рынка для стабилизации внутренних оптовых цен на автобензин и дизтопливо - рассчитывается исходя из разности цены экспортной альтернативы и условной цены внутреннего рынка (Цвр).
Значения Цвр (вычитается из экспортной альтернативы) для автобензина и дизтоплива, установленные в Налоговом кодексе для вычисления демпфирующей надбавки, в 2024 году повышаются: для автобензина - на 1.750 рублей за тонну (+3,1%) до 58.650 рублей за тонну с 56.900 рублей за тонну в 2023 году, для дизтоплива - на 1.650 рублей за тонну (+3,1%) до 55.500 рублей за тонну с 53.850 рублей за тонну в 2023 году.
Указанные значения Цвр являются ориентиром предельного роста оптовых цен на автобензин и дизтопливо, поскольку демпфер обнуляется, если средняя за месяц цена бензина Аи-92 (класса 5) окажется выше Цвр более чем на 10%, дизтоплива (класса 5) - на 20%.