Российским автолюбителям, которые после введения санкций лишились западных брендов и вынуждено пересели на китайские авто, 2024 год принесет новое повышение цен на ремонт.
По результатам опроса, проведенного Союзом автосервисов России, из 145 опрошенных владельцев авторемонтных организаций 109 заявили, что собираются поднять стоимость услуг в среднем на 10%. Речь идет как стоимости самих работ, так и о запчастях и расходных материалах. Согласно данным того же опроса, в 2023 году цены на свои услуги подняли три четверти автосервисов, а 60% указали рост цен в пределах 10–20%.
«В 2023 году мы наблюдали подорожание в первую очередь кузовных запчастей на 30–40%, а порой и на 100%. Это связано с усложнением логистики, падением курса рубля, сложностями с переводом средств из России в иностранные банки и повышением стоимости кредитов», — цитирует президента ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексея Подщеколдина Autonews.
Глава РОАД отметил, что автолюбители не останутся без запчастей: логистические цепочки перестроились после введения санкций, и импортная техника поступает через Грузию, Армению и Киргизию. А если в новом году не произойдет дальнейшего ослабления рубля, то себестоимость поставок запчастей через третьи страны может даже снизиться - на 5–10%.
В то же время эксперты отмечают, что уход с российского рынка компаний, поставлявших автозапчасти и расходные материалы для продукции «традиционных» автопроизводителей, с одной стороны создает почву для увеличения количества подделок заведомо низкого качества, а с другой — открывает новые возможности для российских производителей. Так, интерес покупателей к маслам ушедших брендов за прошлый год снизился вдвое, а к отечественным маркам, напротив, вырос. «Поддельные запчасти делают за границей, а масла — тут, в России. В контрафакте клиентов привлекает красивая упаковка и низкая цена», — считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Цены на автозапчасти взлетели сразу после начала полномасштабной войны с Украиной — после 24 февраля 2022 года они подорожали почти на треть. Выросли цены и на компоненты для планового техобслуживания машин; фильтры подорожали на 2–3%, щетки стеклоочистителя — на 7%, масла — на 14%, ремни, тормозные колодки и диски — на 15%. Кроме того, около 30–35% техцентров столкнулись с дефицитом комплектующих. Им не хватало деталей для двигателей, амортизаторов, частей подвески, электроники, а также некоторых расходников: моторного масла, фильтров, свечей зажигания. С марта 2022 года в России разрешен параллельный импорт автозапчастей, масел и других автотоваров — то есть их можно ввозить без согласия некоторых правообладателей.
При этом продажи новых легковых автомобилей в России с января по декабрь 2023 года выросли на 62% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самый покупаемый легковой автомобиль — Lada Granta. За 12 месяцев в России купили 191 074 таких машины. Второе место занял Haval Jolion (48 980 автомобилей). Третье место — у Lada Niva (46 850 штук).