Российские товары, которые до войны в Украине продавались в Европе, оказались никому не нужны в «дружественных» странах, заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
«Когда мы говорим „нас не пускают на рынок Европы, где мы раньше были, и нам нужно выходить на рынки дружественных стран“, мы должны четко понимать, что на рынках дружественных стран нас никто не ждет. Эти рынки заняты либо товарами самих дружественных стран, либо их конкурентами — теми же европейскими товарами», — сказал Белоусов в интервью «Коммерсанту».
По его словам, сейчас российских товаров нет в Китае, Индии и Вьетнаме. Чтобы они появились там, производителям нужно создавать конкурентные преимущества. Однако есть еще одна проблема — логистика, отметил Белоусов.
«Одно дело — везти грузы в Европу через Роттердам, а другое дело — в Юго-Восточную Азию, в Китай, в Индию, в Центральную Азию: затраты другие. Чтобы хотя бы выровнять доходность, нужно прилагать немалые усилия», — признал вице-премьер.
Также он считает проблемой узнаваемость российских брендов. «Экспорт идет за брендами. Сначала нужно запустить бренд „Сделано в России“, а затем наполнять „Сделано в России“ конкретными марками, видами продукции», — отметил Белоусов.
По его словам, правительство России выстраивает новую стратегию страны во внешней торговле. Она будет основываться на выстраивании альянсов с опорными «дружественными» странами и отказе от встраивания в систему глобального разделения труда в пользу «формирования стратегической устойчивости».
«Речь может идти о взаимопроникающей системе альянсов. Когда разные крупные игроки входят в разные альянсы, многосторонние и двухсторонние. И вот эта сетка, которая формируется, и есть то, что мы называем многополярным миром», — пояснил Белоусов.
Чиновник признал, что для компаний такой подход будет сложным, «потому что правила формирования альянсов разные и универсальных правил может и не быть». Однако мир, по его словам, рано или поздно их выработает, так как альтернатива этому — «сваливание в хаос». «Должен быть сильный модератор у этой конструкции, Организация Объединенных Наций, и должен сохраняться баланс сил», — заключил Белоусов.