Власти под Новый год попытались сделать подарок россиянам, с которых таможня требовала доплатить сотни тысяч рублей за купленные иномарки. Правительство хотело освободить их от уплаты повышенного утилизационного сбора, но оформило свое решение так, что оно избавит от проблемы не более половины пострадавших.
В чем проблема
Чтобы заткнуть дыру в бюджете, правительство с 1 августа резко подняло утилизационный сбор за ввозимые в страну автомобили. Теперь он составляет минимум 306 000 руб. за машину до двух лет и с двигателем от 1 до 2 л и 528 000 руб. за автомобиль от 2 лет, а максимальная ставка (на более возрастные автомобили с большим двигателем) может доходить до 1,6 млн руб. Заодно это должно было ударить по «серым» схемам, когда импортируемые машины оформляются на физических лиц, для которых действуют льготные ставки: раз в год каждый может ввезти для личного пользования один автомобиль, заплатив сбор несколько тысяч рублей.
По идее, на таких рядовых покупателей повышение сбора не должно было распространяться, но вышло иначе. 29 октября изменились правила уплаты сбора и выяснилось, что платить по коммерческим ставкам должны почти все люди, купившие автомобиль в странах ЕАЭС. Российская таможня начала применять льготные ставки только к тем иномаркам, которые были завезены в Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь физлицами как товар для личного пользования, но туда почти все эти автомобили привозили посредники.
Заплатить по полной требовали даже тех, кто ввез автомобиль в Россию до 29 октября. Доплатить сотни тысяч рублей могли далеко не все, а без уплаты сбора машину невозможно зарегистрировать. «Автомобиль превратился в памятник, на который капают пени», — говорил один из таких горе-покупателей.
«Итоги 2023 года: подняли утильсбор, и у меня в Армении зависли 15 машин», — жалуется импортер автомобилей, с прошлого года по заказу клиентов ввозивший в Россию иномарки из США через Армению. Машины с американских аукционов приплывали в Батуми, переезжали на автовозе из Грузии в Армению, где перепродавались заказчикам-россиянам. А ведь они действительно приобретали машины для личного пользования.
Как решили
Тысячи ошеломленных этой новостью людей начали жаловаться во все инстанции, в том числе депутатам. Они создали рабочую группу, чтобы добиться моратория на выплату физлицами утильсбора по полной ставке. Шум дошел до президента Путина — тот велел разобраться.
Под новый год Минпромторг сообщил, как будет действовать этот мораторий.
Платить утильсбор по-старому смогут те, кто:
🗓 заключил договор купли-продажи автомобиля до 29 октября этого года,
🗓 до 21 декабря оформил в России свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС), необходимое для получения электронного паспорта транспортного средства.
Те, кто соответствует этим условиям, но уже заплатил сбор по коммерческой ставке, смогут вернуть деньги.
Соответствуют им далеко не все, в том числе из-за того, что правила слишком часто меняются: люди не понимают, как им действовать, чтобы им не выставили счет. Судя по данным депутатов из рабочей группы, мораторий распространяется менее чем на половину покупателей.
В чем проблема с решением
«Мы очень ждали этого моратория — справедливо было разрешить платить льготный утильсбор всем физлицам, которые купили автомобили до изменения правил уплаты сбора, то есть до 29 октября. А то, что сделали, — какое-то издевательство», — жалуется россиянка, купившая в сентябре в Армении 5-летний Toyota Highlander c двигателем 3,5 литра за 4 млн руб.
Сразу по прибытию в Россию машина отправилась в сервис на «доведение до ума» и тюнинг, и до конца октября оформить на нее необходимые документы хозяйка не успела (причин спешить же не было). «И тут выяснилось: чтобы ездить на автомобиле, мне нужно будет доплатить 1,6 млн рублей утильсбора вместо 5400 рублей, — рассказывает она. — Таких денег просто не было, поэтому стали думать: вывезти автомобиль обратно в Армению и там поставить на учет или подождать. Вдруг все-таки прислушаются к нашим жалобам и разрешат заплатить сбор по ставке, действовавшей в момент покупки машины или хотя бы даты ее ввоза в Россию». И тут выяснилось, что ждать нечего: если СБКТС не оформлен до 21 декабря, льготы не будет.
Лишь малая часть из таких покупателей иномарок смогла заплатить повышенный утильсбор — потому что нередко он увеличивал стоимость машины вполовину, а иногда и вдвое, соглашается в беседе с The Moscow Times импортер автомобилей. Многие не оформляли СБКТС, потому что не исключали, что машину придется вывозить обратно в ту же Армению, кто-то просто оставил машину в Армении, Казахстане или Кыргызстане в надежде продать ее там, пусть и в убыток. «А кое-кто, хоть это и незаконно, по соглашению с продавцом переправил дату в договоре купли-продажи с июня-октября на ноябрь–декабрь, чтобы не платить пени за задержку с выплатой утильсбора. Вот им сейчас особенно обидно», — добавляет он.
По оценке депутата Госдумы, участницы рабочей группы по утилизационному сбору Сарданы Авксентьевой, под мораторий попадут меньше половины пострадавших покупателей иномарок. Судя по данным их анкет, которые Госдума собирала с 13 по 19 декабря, из более чем 4000 автовладельцев лишь 48% успели получить СБКТС к моменту участия в опросе.
Процесс сам по себе долгий, пожаловался The Moscow Times человек, покупающий иномарки в Казахстане. «Завез автомобиль 26 октября, буквально за два дня до повышения утильсбора — а СБКТС получил только 21 декабря». Теперь он ломает голову: удастся ли ему сэкономить на утильсборе или все-таки нет.