Грузовики КамАЗ последнего, пятого, поколения (К5) выиграли от импортозамещения, необходимость в котором возникла из-за санкций, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов президенту Владимиру Путину.
По его словам, за этот год удалось заменить 2300 иностранных комплектующих, которые теперь производятся в России. «Даже улучшили характеристики этого автомобиля. У нас, допустим, двигатель стал более экономичным: если раньше там 25–27 литров, то сейчас будет где-то 22 литра на 100 километров расход. <…> Менее шумным стал. Межсервисный интервал тоже увеличился: раньше был 120 тысяч километров, сейчас 150 тысяч», — похвастался Чемезов.
Он уточнил, что грузовик, который «был сделан с немцами», локализован на 75–80%, и пообещал довести эту цифру до 100% в следующем году.
После вторжения России в Украину и ввода санкций из страны ушла немецкая автомобилестроительная компания Daimler Truck AG, из-за чего у КамАЗа возникли проблемы с производством грузовиков поколений К4 и К5 с лицензионными кабинами Mercedes-Benz. Помимо этого, машины комплектовались двигателями Cummins (США), коробкой передач ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия).
В феврале 2023 года российская компания приступила к сборке локализованной версии КАМАЗ-54901. Тогда корпоративное издание «Вести КамАЗа» отмечало, что степень локализации грузовиков составит 70-80%, импортные комплектующие будут в основном китайскими.
Флагманские грузовики К5 2.0 поступили в продажу в ноябре. Вместо немецкой коробки передач ZF в машине установлена китайская Fast Gear. Помимо этого, Пекин помог заместить задний мост (теперь это HanDe вместо Daimler) и тормозную систему (SORL вместо WABCO). Немецкий радиатор Mahle заменили отечественным от ШААЗ.
Грузовик получил новый рядный 13-литровый мотор КамАЗ-910 вместо 12-литрового: он выдает 460 л. с. против 450 л. с. ранее. Также увеличился крутящий момент — до 2400 Н·м. До введения санкций страны Запада также поставляли КамАЗу распредвал, шатуны и турбокомпрессор. Сейчас эти детали поступают из Китая и Индии.