Фабрика государственной пропаганды, запущенная в России на небывалую с советских времен мощность, стремительно теряет доверие аудитории. Доля граждан, полагающих, что ТВ-каналы дают «объективную информацию» о событиях в стране, за последние 7 лет сократилась почти вдвое, показал опрос ВЦИОМа, проведенный в декабре.
В настоящий момент телевидению, полностью подконтрольному государству, доверяют лишь 26% россиян, хотя в 2019 году таких было 30%, а в 2016-м — почти половина (46%).
По-прежнему высокий уровень лояльности к ТВ-пропагандистам сохраняют лишь пожилые россияне — 51% в возрастной группе старше 60 лет. Среди молодежи до 24 лет доля считающих телевидение «объективным» источником информации сжалась до ничтожных 5%, а среди людей среднего возраста (25-44 года) составляет лишь 9-13%.
По мере того, как телевизионные пропагандисты повышают градус, предлагая начать ядерную войну или массово уничтожать граждан собственной страны, их аудитория все больше обращается к интернету. Согласно ВЦИОМу, доля тех, кто считает «соцсети и блоги» объективным источником информации, за 7 лет выросла более чем вдвое, до 24%, и практически сравнялась с «лояльной» аудиторией госТВ. Для сравнения: четыре года назад телевидение вдвое опережало соцсети по уровню доверия (30% против 15%), а 7 лет назад разрыв был практически пятикратным.
Аудитория телевидения, по данным ВЦИОМа, также сжимается, хотя и с меньшей скоростью: его по-прежнему называют «главным источником новостей» 40% россиян. Это на 2 процентных пункта ниже, чем в довоенном 2021 году, и на 13 п. п. меньше, чем было 5 лет назад. При этом совокупная аудитория интернета впервые превысила долю полагающихся на ТВ: это 44% россиян, из которых 19% ориентируются на новостные сайты, 14% на соцсети и 11% — на мессенджеры, включая Telegram.
За два года процент россиян, выбирающих мессенджеры в качестве главного источника новостей, вырос почти в три раза, констатирует ВЦИОМ: «Подобные трансформации в медиапотреблении могут объясняться разными причинами: развитием технологий и доступностью интернета, потребностью в актуальной и разнообразной информации, в том числе запросом на альтернативные взгляды на текущие события, а также развитием мессенджеров и ростом их популярности».
Одновременно увеличивается доля тех, кто не верит никаким СМИ и соцсетям, и предпочитает полагаться на «кухонные беседы», как в советские времена. Так, согласно ВЦИОМу, 8% граждан называют главным источником новостей «разговоры с другими людьми». Это на 3 процентных пункта больше, чем до войны, и рекорд по меньшей мере за пять лет доступных данных.