Правительство поддержало идею депутатов запретить иностранным аналитическим компаниям исследовать товарные рынки в России, в том числе отслеживать изменение цен и динамику расходов россиян, рассказал «Известиям» информированный источник в кабмине.
Речь идет о поправках в закон о торговле, которые подготовили и внесли на рассмотрение Госдумы представители «Единой России». Депутаты предложили оставить право проводить подобные исследования только за компаниями, 80% уставного капитала которых принадлежат отечественным структурам.
Также исследовательские компании должны базироваться в России и иметь местную юрисдикцию. Кроме того, аналитикам таких организаций необходимо будет использовать отечественные технические средства. При этом всех исследователей депутаты предлагают записывать в специальный реестр Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Контроль за исполнением этих требований планируется передать правительственной комиссии, а в случае нарушений власти получат право принудить собственников компании к ее продаже. По словам источника, инициативу поддержали в Минпромторге, Минэкономразвития, Минфине, Минюсте и ФАС.
«Логично, что деятельность таких компаний должна осуществляться в определенных рамках, учитывающих национальные интересы нашего государства», — отметил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Необходимость принятия такого закона соавтор инициативы, депутат Антон Горелкин, объяснил тем, что после начала войны в Украине из России ушли многие иностранные компании, но продолжают работать зарубежные аналитические фирмы, например Ipsos, GfK и Nielsen. Они собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают российские настроения, финансовые возможности, данные о здоровье, но, как используется собранная информация, неизвестно, отметил Горелкин.
«Не исключено, что она превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций», — говорит депутат.
Если закон примут, шансов остаться на российском рынке у западных консультантов будет немного, отметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Главное, чтобы при реализации инициативы не пострадали отечественные потребители исследовательских данных, говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Он напомнил, что производители продуктов питания регулярно используют исследования рынка, в том числе по динамике спроса, ассортименту и предпочтениям покупателей.