Австрийская Strabag, одна из крупнейших строительных компаний Европы, хотела покинуть Россию. Но, даже прекратив деятельность, она бы осталась с ней связана – через Олега Дерипаску, которому принадлежит 27,8% акций компании. Выкупить долю у Дерипаски не позволяют европейские санкции – его пакет был заморожен в прошлом году. Стороны нашли способ провести сделку в обход санкций – при помощи Райффайзен Банка, крупнейшего из оставшихся в России финансовых учреждений Европы.
Как сообщил Raiffeisen Bank International (RBI), его российская «дочка» выкупит пакет акций у российской же компании Дерипаски Rasperia Trading Limited. Сумма сделки составит 1,51 млрд евро.
Райффайзен Банк переведет материнскому RBI полученные акции в виде дивиденда в натурально-вещественной форме, австрийский банк сохранит их в качестве долгосрочной инвестиции. Сделку планируется закрыть в I квартале 2024 г. При ее организации и проведении RBI «следует всем санкционным требованиям», говорится в сообщении.
Покупка акций российской «дочкой» – необычный шаг, который приведет к уменьшению акционерного капитала Райффайзен Банка, отмечает Reuters.
Еще более необычной выглядит цена: немногим более четверти компании приобретается по цене всей компании. Рыночная капитализация Strabag на Венской бирже составляет сейчас 1,54 млрд евро.
Но сделка выглядит выгодной, если учесть, что в реальности могли бы получить западные компании, захоти они вывести из России 1,5 млрд евро. По установленным российскими властями правилам, им пришлось бы дать 50%-ную скидку и заплатить 10% «добровольного» взноса в бюджет. В результате от 1,5 млрд евро остались бы 675 млн евро.
Правда, гарантий, что сделка состоится, нет. И ее, и перевод акций за рубеж должны одобрить российские власти, указывает RBI; также она подлежит проверке регуляторами на предмет соблюдения санкций и прочих норм. Между тем подкомиссия по выдаче разрешений на сделки с иностранцами анализирует любую мелочь, писала недавно The New York Times со ссылкой на ее документы. Могут пройти месяцы без какой-либо информации, прежде чем подкомиссия одобрит сделку или откажет в ее проведении; она также может сама найти контрагента вместо того, с которым договорилась иностранная компания.