Российские компании на фоне острого дефицита кадров стали выплачивать сотрудникам денежные премии за помощь в привлечении персонала.
Реферальные программы «Приведи друга» запустили в Трубно-металлургической компании (ТМК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), «Ростехе», «Северстали», «Евразе», «Русале», «Фосагро», VK, «Яндексе» и других, пишут «Ведомости» со ссылкой на организации.
В ОАК готовы платить за помощь в закрытии вакансии от 2,5 тыс. до 17 тыс. руб. в зависимости от востребованности специалиста, в одной из крупнейших нефтегазовых компаний — 25 тыс. руб., а в «Северстали» — до 30 тыс. руб.
В «Яндексе» доплачивают до 6 тыс. руб. за приглашение на работу курьеров. В VK платят за рекомендации сотрудников даже людям вне организации, отметила Наталия Сычева, занимающая в компании должность директора по привлечению талантов.
В «Ростехе» не уточнили суммы выплат. В «Русале» планируют перезапустить соответствующую программу в январе 2024 года и увеличить размер бонуса. В «Евразе» рассчитывают с помощью реферальной программы закрывать около 1000 вакансий в год.
Промышленные компании, использующие рекомендательные программы для поиска кадров, отмечают острую нехватку рабочих и инженеров. В «Северстали» уточнили, что высокий спрос сохраняется на станочников, слесарей, сварщиков, электриков и машинистов кранов. В «Ростехе» сталкиваются с дефицитом токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, контролеров станочных и слесарных работ. В НЛМК не хватает инженеров, работающих с современными технологиями.
В IT-сфере не хватает senior- и middle-специалистов, а также C++ и Golang-разрабочиков, уточнили в «Касперском» и VK. «Яндекс» указал на «острый дефицит курьеров», а «Росатом» — на нехватку ученых.
Реферальные кампании «Приведи друга» позволяют закрывать 20–30% вакансий, говорит партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. Однако победить кадровый голод с помощью такого инструмента вряд ли можно, добавил он.
«Реферальные программы — это не панацея для решения проблемы кадрового дефицита, а лишь один из подходов, который в комплексе с другими инструментами может помочь в привлечении в организацию нужных специалистов», — отметила руководитель группы консультантов Ancor Марина Беспалова. По ее мнению, для поиска узкоквалифицированных специалистов и профессионалов высокого уровня такой подход не годится.