Рособрнадзор совместно с Министерством просвещения изучает возможность включения в школьную программу уроков арабского языка. Такое предложение поступило от Духовного управления мусульман РФ. В случае положительного решения вопроса арабский язык добавят в список предметов для единого государственного экзамена (ЕГЭ), сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
«Мы открыты для Востока — и не только для Китая, что подтверждают контакты на самом высоком уровне. Ранее в России побывал министр образования ОАЭ и выразил заинтересованность в том, чтобы у них открывались русские школы, а в России изучался арабский язык. Они готовы поучаствовать в этом и оказать методическую помощь», — заявил Музаев (цитата по «Коммерсанту»).
Он напомнил, что китайский язык включили в список ЕГЭ в 2019 году, и это заняло пять лет. По словам министра, аналогичную «дорожную карту» можно реализовать и для арабского языка. Чтобы новый предмет начали преподавать в российских школах, нужно разработать федеральный государственный образовательный стандарт, написать учебники, провести их апробацию, а также подготовить педагогические кадры.
Музаев отметил, что некоторые вузы страны уже выпускают специалистов по арабскому языку — «например, в Татарстане и Чечне». По данным Минпросвещения, соответствующие программы есть в пяти университетах, по ним обучаются более 500 человек. Наибольшее количество таких студентов — в Чеченском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова и Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
Музаев также предложил исламским университетам аккредитовывать программы подготовки преподавателей арабского наряду с теологическими специальностями. Кроме того, вести этот предмет в школах могут специалисты, получившие диплом лингвиста или востоковеда.
В Духовном управлении мусульман заявили, что родители учеников массово просят включить арабский в образовательную программу. «Это наряду с современными вызовами, которые стоят перед нашей страной, заставило нас серьезно задуматься. <…> Введение в школах арабского языка в качестве иностранного актуально не только для регионов со значительным числом граждан, исповедующих ислам, — Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других, — но и для крупных мегаполисов и городов-миллионников», — добавили в организации.
Между тем в президентском Совете по правам человека назвали эту инициативу «крайне опасной». Член СПЧ Кирилл Кабанов заявил, что популяризация арабского «вобьет клин в единство народов России». «Пусть изучаются национальные языки. Но арабский может привести к усилению экстремистских и радикальных мусульманских настроений и росту влияния небезопасных арабоязычных ресурсов», — пояснил он. Кабанов также напомнил, что языком международного общения, «на котором остается вся техническая документация», является английский.
По данным экспертов, специалисты по арабскому занимают 10-ю строчку в топе востребованности преподавателей языков, однако за последний год спрос на них увеличился на 42% — в основном из-за того, что переводчики требуются бизнесу.
Декан переводческого факультета МГЛУ, доцент кафедры восточных языков Екатерина Похолкова не исключила, что из-за «геополитических изменений», которые произошли из-за войны России в Украине, арабский язык «станет конкурентом китайскому». По ее словам, в школе при МГЛУ, где обучают подростков с 8-го по 11-й класс, в этом году уже появилась группа арабского языка, а все выпускники университета с соответствующим знанием легко трудоустраиваются, так как спрос на таких специалистов превышает предложение.
Замдекана филологического факультета РУДН Наталья Дубинина подтвердила, что арабский становится все более популярным у студентов. «Этнических мусульман в группах примерно половина. Интерес обусловлен не только и не столько религией — сейчас студенты нередко хотят уехать в ОАЭ жить и работать, так как там развивается бизнес», — пояснила она.