Ведущие мировые судоходные и нефтяные компании перестали отправлять свои суда в Красное море из-за участившихся нападений йеменских хуситов на коммерческих перевозчиков. США послали в район авианосец и анализируют возможность удара по группировке, которую поддерживает Иран.
В понедельник BP сообщила, что «в свете ухудшения ситуации с безопасностью судоходства в Красном море» временно приостанавливает следование всех своих нефтяных танкеров в этом районе. Перед этим аналогичное решение приняли крупнейшие компании, занимающиеся контейнерными перевозками, – A.P. Moller-Maersk, Hapag-Lloyd, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM.
Maersk заявила в пятницу, что дала указание всем своим кораблям не заходить с юга в Красное море после того, как в четверг и пятницу два ее судна подверглись нападениям с помощью ракет.
Организация морской торговли Великобритании (UKMTO) в понедельник сообщила о четырех инцидентах у побережья Йемена и в Баб-эль-Мандебский проливе, через который суда входят на юге в Красное море из Аравийского. Американские чиновники сообщили Reuters, что многочисленными ракетами с подконтрольной хуситам территории был атакован перевозящий нефтепродукты танкер M/V Swan Atlantic. Владелец корабля, норвежская Inventor Chemical Tankers, заявил, что в результате был поврежден резервуар с водой, но никто не пострадал, угрозы кораблю нет.
Цена нефти Brent, терявшая в начале торгового дня около $1,5 за баррель, после этих сообщений вернулась на пятничный уровень закрытия, а потом пошла вверх, торгуясь в районе $78 за баррель (+1,9%) около 16.00 мск. Через Красное море проходит около 12% мирового морского торгового оборота. Транспортировка товаров не через него и Суэцкий канал, а вокруг Африки увеличит сроки и стоимость их доставки.
Хуситы – военизированная группировка, которая с 2004 г. действовала против правительства Йемена и в результате к середине прошлого десятилетия захватила столицу. Является де-факто правящей организацией в Йемене, но не признана ни ООН, ни Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, ни большинством других стран мира. Хуситы пользуются скрытой военной и финансовой поддержкой Ирана.
Хуситы заявляют, что атакуют только израильские суда и корабли, направляющиеся в порты Израиля. Об этом в воскресенье заявил Мухаммад Абдул-Салам, возглавляющий хуситскую делегацию на мирных переговорах с Саудовской Аравией, которая несколько лет воевала с хуситами. Последние стали мешать судоходству, используя ракеты и дроны, после того как израильские войска начали масштабную операцию в секторе Газа в ответ на нападение боевиков ХАМАС 7 октября.
В понедельник тайваньская Evergreen, занимающаяся контейнерными перевозками, заявила, что временно приостанавливает прием израильских грузов, и дала указание своим судам избегать маршрута через Красное море.
Международная судоходная палата призвала страны, располагающие соответствующими возможностями в регионе, не допустить продолжения нападений хуситов на коммерческие корабли. США предложили союзникам сформировать международный морской контингент для защиты судоходства в Красном море. Источник в итальянских властях сообщил Reuters, что Рим пригласили присоединиться к этой операции, правительство рассматривает запрос и намерено дать ответ до конца недели.
США несколько дней назад направили из Персидского залива к берегам Йемена авианосец «Эйзенхауэр». Он может поддержать удар по территориям, где располагаются йеменские боевики; возможность его нанесения сейчас активно обсуждают в администрации президента США, рассказали Politico два американских чиновника.