Рост экономики быстрее всех прогнозов, минимальная безработица и другие экономические достижения, которыми так гордится Владимир Путин, свидетельствуют лишь о перегреве экономики, растущем вместе с экономическими показателями, что любит приводит президент. Именно из-за этого Центробанк сегодня в очередной раз повысил ключевую ставку. За полгода она выросла более чем вдвое — с 15% до 16%.
«Представьте, что экономика — это автомобиль, — объясняла сегодня председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. — Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется, и далеко мы не уедем. Ехать, возможно, будем быстро, но недолго».
Рост ВВП в III квартале (5,5% в годовом выражении) существенно превысил ожидания ЦБ, и в IV квартале, судя по оперативным данным, тенденция сохраняется. ЦБ не стал пересматривать прогноз (по графику это запланировано на февраль), но отметил, что рост экономики в этом году превысит 3%. Оценка Минэкономразвития — 3,5%, эту цифру называл накануне Путин.
Чтобы расти такими темпами, экономика задействует ресурсы практически на полную мощность, отметила Набиуллина (безработица в октябре обновила очередной минимум — 2,9%): «Трудовые ресурсы, наряду с располагаемыми технологиями и мощностями, определяют объективные возможности экономики, которые задают ее потенциал». Высокая и устойчивая инфляция, уверена председатель ЦБ, говорит о том, что экономика отклонилась от этого потенциала и не успевает за растущим спросом. В условиях такого перегрева «создание каждой дополнительной единицы товара будет даваться экономике все сложнее и дороже».
Эксперты также отмечают сильное отклонение экономики от тренда. Эксперты Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка оценивали его примерно в 2,5% ВВП, что превышает даже пиковые значения 2021 г., а аналитики «Твердых цифр» — примерно в 3%.
Быстро увеличить ресурсы экономики практически невозможно. Проблему с кадрами быстро не решить, а увеличение производительности требует инвестиций, времени и технологий, доступ к которым сильно усложнился из-за санкций. Судя по всему, проблема дефицита на рынке труда не будет решена в ближайшее десятилетие, полагают аналитики Альфа-банка. В создавшихся условиях попытки правительства стимулировать экономический рост только усилят инфляционные риски, отмечают они.
Этого и пытается избежать ЦБ, повышая ставку, объяснила Набиуллина. Выход она видит в «возвращении экономики на траекторию сбалансированного устойчивого роста».
Этот рост будет гораздо медленнее нынешнего. Прогноз ЦБ — 0,5–1,5% в следующем году с ускорением до 1,5–2,5% в 2026 г. В следующем году уйдет поддержка восстановительного роста от замещения ушедших компаний, рассуждает профессор ВШЭ Евгений Коган: «Уже всех заместили, мощности загрузили, людей без работы мало. Из драйверов останется только бюджет. Но, боюсь, этого может не хватить: нас, скорее всего, ждет замедление экономического роста». «По нашей оценке, потенциальные темпы роста сейчас находятся на нулевом уровне, — пишут аналитики Альфа-банка, — и, если в ближайшие годы проблема ограничений на рынке труда не будет решена и компенсирована ростом производительности труда, скорее всего, они сохранятся на нулевом уровне достаточно долго».