Стойкость и изобретательность украинских военных и неподготовленность российских на начальном этапе войны недооценили многие. На втором этапе, при планировании контрнаступления ВСУ в этом году, разведчики США снова давали пессимистичные оценки. Военные к ним не прислушались — и по понятной причине: перед вторжением американские спецслужбы, как и российские, полагали, что путинская армия возьмет Киев за несколько дней.
Было несколько причин, по которым высокопоставленные лица в правительстве США и Пентагоне не доверяли оценкам разведки при подготовке ВСУ к контрнаступлению, рассказали The Washington Post американские чиновники. В частности, нерадужные прогнозы объясняли склонностью аналитиков сосредоточиваться на том, что можно посчитать или увидеть со спутников, — количестве войск, расположении позиций, военной технике. Разведчики не учитывают такие нематериальные факторы, как боевой дух, изобретательность, мобильность, сыгравшие определяющую роль в первые полгода после вторжения, указывали военные. Специалисты из Европейского командования армии США, планировавшие контрнаступление вместе с украинскими коллегами, также полагали, что разведка продолжает переоценивать потенциал российских войск и их возможности на поле боя, пишет WaPo.
Это мнение разделяли и в политических кругах. «В самом начале [войны] они были абсолютно неправы», — сказал высокопоставленный представитель администрации президента США, имея в виду прогнозы разведывательного сообщества о быстром падении Киева.
Однако в ситуации, когда российские войска построили и заняли глубоко эшелонированную оборону, а преодолевать ее пришлось уже украинцам, выяснилось, что как раз материальный фактор снова обрел первостепенное значение. В частности, и украинские, и американские военные недооценили масштабы и плотность минных заграждений, для преодоления которых оказались нужны не боевой дух и изобретательность, а большое количество специальной техники для разминирования. Украинцы нашли российскую карту, где на одном лишь участке фронта площадью 40 кв. км было отмечено 20 000 мин.
«Путинская армия буквально купается» в минах, которых у нее миллионы, говорил ранее WaPo бежавший на Запад бывший офицер 42-й гвардейской мотострелковой дивизии ВС РФ Константин Ефремов, служивший в 2022 г. на запорожском фронте.
Хотя война «ослабила» Россию в политическом, экономическом и военном отношении, недооценивать ее нельзя, тем более что «российская экономика встала на военные рельсы», признает теперь генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Недооценили на Западе и готовность российского командования с полным безразличием к человеческой жизни бросать в топку войны тысячи человек — и готовность этих людей мириться с таким отношением к себе.
По оценкам американской и британских разведок, потери российской армии сейчас превысили уже 300 000 человек.
Отстраненный взгляд разведчиков оказался прошедшей зимой и весной более точным, тогда как близость к фронту американских военных и сложившиеся у них дружеские отношения с украинскими командирами привели к формированию чересчур оптимистичных ожиданий, говорят источники WaPo. По словам советника Пентагона, «это естественно»:
Ты склонен оптимистично оценивать миссию, которую тебе поручили помочь спланировать.
Военные США считали, что, нанеся в Запорожской области мощный удар в рамках общевойсковой операции, украинские части способны прорвать российскую оборону и за два-три месяца выйти к Азовскому морю, освободив Мелитополь.
Различия в оценках перспектив проявились в документах из Пентагона, которые зимой и в начале весны стали появляться в интернете (ими через сервис Discord делился со своими знакомыми военнослужащий США Джек Тейшейра). Эта утечка выявила «институциональный разрыв между политиками, которые зачастую чрезмерно оптимистичны, и аналитиками, которые порой чрезмерно пессимистичны», сказал WaPo Джереми Шапиро, аналитик в Европейском совете по иностранным отношениям.
Несмотря на провал контрнаступления, американские чиновники и сейчас полагают, что высказывание пессимистичных взглядов о перспективах сражений может губительным образом повлиять на их усилия по организации военной поддержки Украины как в Конгрессе, так и на международной арене, пишет газета.