В системе обязательного медицинского страхования Петербурга возникли финансовые трудности, из-за которых медицинские учреждения ввели жесткий режим экономии еще в сентябре 2022 года. К концу 2023 года, ожидают медики, у них накопятся неоплаченные счета на сумму от 200 до 300 млн рублей. Общий долг перед медицинскими учреждениями, согласно данным Терфонда ОМС, на которые ссылается «Фонтанка», превысил 4 млрд рублей.
На заседании комиссии Законодательного собрания по социальной политике и здравоохранению 30 ноября вице-губернатор Олег Эргашев заверил, что в 2023 году не было случаев, когда пациентам отказывали в плановой медицинской помощи или сокращали объемы предоставляемых услуг. Однако представители клиник сообщают о трудностях. «В этом году мы все время перевыполняем план, а нас предупредили, что больше мы ни копейки не получим. Но плановое задание у нас закончится через три дня. В декабре мы будем работать, но платить нам уже не будут», — рассказали «Фонтанке» в одной из городских клиник.
По словам председателя петербургского Комитета по здравоохранению Дмитрия Лисовца, причиной дефицита средств стало увеличение мощности системы здравоохранения города в 2023 году. Введение новых офисов врачей общей практики и дополнительных поликлинических отделений повлекло за собой увеличение числа медицинских работников и, соответственно, рост затрат. Помимо увеличения расходов на зарплату и коммунальные платежи, городские больницы сталкиваются с проблемами финансирования лекарств, оборудования и обслуживания.
В 2024 году российское правительство планирует и далее уменьшать расходы на все ключевые проекты развития медицины. Траты федеральной казны по национальному проекту «Здравоохранение», который вошел в перечень предвыборных обещаний президента Владимира Путина в 2018 году, будут урезаны на 10% — с 321,3 до 289,9 млрд рублей. Бюджет планирует экономить на борьбе с раком и модернизации региональных поликлиник, развитии детского здравоохранения и цифровизации медицины, программе по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями и национальных медицинских центрах. Госпропрограмма поддержки производства лекарств с 2024 года полностью лишится финансирования.
Освободившиеся средства могут понадобиться властям для оплаты расходов на войну с Украиной, которые по итогам первых двух лет превысят 10 триллионов рублей, а концу третьего года могут перевалить за 20 триллионов.