Власти добились своего: параллельный импорт иномарок сходит на нет. Даже ценители премиальных брендов в России вынуждены пересаживаться на китайские машины.
Из 109 000 автомобилей, проданных в России в ноябре, лишь 8% были ввезены альтернативным импортом, то есть не через официальных дистрибьюторов, против 11% в октябре, показывают данные аналитической компании «Автостат». На пике, весной этого года, доля альтернативного импорта стремилась к 20%. «Автостат» не называет этот импорт параллельным, потому что он по большей части оформлялся не на юридические лица, а на граждан — для экономии на растаможке и оформлении.
Работают не столько санкции, сколько ограничения со стороны российских властей — повышение утилизационного сбора, «перекрытие» лазеек для недорого импорта через соседние страны, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. С 1 августа утильсбор вырос в 2-3 раза, а с 26 октября резко ограничена возможность ввозить машины из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по льготным ставкам для физических лиц. В результате сбор за мощные автомобили с пробегом вырос в сотни раз, и импорт подержанных автомобилей откатился на уровень 2021 г. — в ноябре ввезено 21 000 иномарок, всего 2,5% от общего количества, тогда как летом по параллельному импорту ввозилось по 40 000–50 000 автомобилей в месяц.
Альтернативный импорт новых автомобилей массово идет сейчас только через Кыргызстан. На него приходится 11% поставок новых автомобилей — это последние «полуоткрытые ворота» для такого ввоза за счет лояльного таможенного оформления, отмечает Удалов. А главным импортером подержанных автомобилей после ужесточения правил уплаты утилизационного сбора из всех стран ЕАЭС осталась только Белоруссия — на нее приходится более 15% ввезенных автомобилей. Через эту страну в Россию ввозят дорогие европейские автомобили, отмечает Удалов. При этом их оформляют на физических лиц с теми документами, которые требует российская таможня для списания утильсбора по льготным ставкам. Доля Армении и Киргизии снизилась до 4 и 3% соответственно, а через Казахстан в ноябре пришло менее 1% иномарок с пробегом. Таможенное оформление в этих республиках в основном проводится через посредников — а это значит, что в России за такие автомобили придется платить сбор по полным ставкам, даже если их ввезли физические лица.
В то же время доля официального импорта выросла за месяц с 45 до 47% (81 000 автомобилей) — за счет увеличения ввоза китайских марок. На них уже приходится 58% продаж новых легковушек против 56% в октябре, то есть они стремятся занять предсказанные аналитиками 60% рынка.
Премиальный значит китайский
В топ-10 самых продаваемых в России автомобильных брендов все больше китайских — в ноябре туда попали премиальный Tank, продавший 1858 автомобилей, а также «Москвич» (1900 автомобилей) — он хоть и считается российским, но производит аналоги моделей китайского автоконцерна JAC. Вылетела из десятки корейская Hyundai — таким образом, в ней остался только один бренд из довоенного прошлого (помимо Lada, 32 651 машин). Это корейская Kia (2208 машин), которая держится в том числе за счет небольшого параллельного импорта из Кореи.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов обращает внимание на то, что в ноябре впервые снизилась доля премиальных брендов в продаже — до 2%. Это не значит, что россияне перестали покупать дорогие машины, — просто из-за сложностей с покупкой привычных брендов многие все же пересаживаются на китайские премиальные модели.
Весной 2022 г. после введения санкций на поставку дорогих автомобилей в Россию все глобальные премиальные бренды заморозили российский бизнес, прекратили поставки машин и запчасти, отключили российских дилеров и клиентов от своих гарантийных программ, клиентских и сервисных систем, так что для обслуживания и ремонта BMW, Mercedes-Benz, Audi и т. д. дилерам приходится идти на различные ухищрения: например, получать доступ к диагностическим сервисам и скачивать обновления ПО через VPN. А замена потерянного ключа от автомобиля может легко растянуться на полгода, объясняют дилеры. Альтернативный импорт не только удорожает автомобиль за счет сложной схемы поставки, но и создает другие проблемы — например, в машинах, предназначенных для ОАЭ, приходится устанавливать систему обогрева и проводить другие манипуляции, чтобы ее можно было эксплуатировать в российских уловиях.
Не привыкшие к таким лишениям клиенты готовы посмотреть, что хорошего предлагает китайский автопром, объясняет менеджер дилерской группы «Авилон». Помимо всего прочего получается и серьезная экономия — цены на китайский премиум начинаются от 5 млн руб., тогда как на европейский — от 10 миллионов, добавляет собеседник The Moscow Timеs. В результате продажи китайских премиальных брендов и тех, кто претендует на эту нишу — Exceed, Tank, Omoda, Voyach, Hongqi — растут, уверяет он.
Китайский премиальный бренд с футуристической внешностью Zeekr вообще уже несколько месяцев лидирует по продажам в сегменте электромобилей: по данным «Автостата», за ноябрь продано 650 этих электрокаров стоимостью от 6 млн руб. Следующий по популярности бренд электромобилей, Evolute, продал 249 машин. «Многие из тех, кто раньше ездил на премиуме, сейчас пробуют электромобили», — объясняет Удалов популярность китайского бренда. «Автостат» с января начнет выделять китайский премиум в отдельную категорию, чтобы точно отражать ситуацию с ценовыми сегментами на рынке.