Байкало-Амурская магистраль — одна из крупнейших железных дорог мира протяженностью более 4 тысяч км — за сутки пережила две крупных диверсии.
В ночь с 29 на 30 ноября грузовой поезд, следовавший со станции Тайшет, загорелся при прохождении Северомуйского тоннеля — ключевой железнодорожной артерии для грузового сообщения с Китаем. Состав из 50 вагонов, из которых 41 перевозил дизельное топливо, а еще три — авиатопливо, был вынужден остановиться в тоннеле после того, как машинисты зафиксировали снижение напряжения и задымление.
Как сообщает Baza, 16 цистерн с головы состава полностью выгорели, а у двух цистерн обнаружили пробоины. Причиной инцидента следствие считает взрыв — он сильно повредил не только вагоны, но и рельсы, из-за чего вывезти состав из тоннеля оказалось невозможно.
Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело о теракте, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на знакомый с ситуацией источник. По его словам, взрывное устройство, по предварительной версии, было установлено под днищем одного из вагонов.
Чтобы продолжить грузовое движение, РЖД пустили поезда по обходному пути, но там в тот же день прогремел еще один взрыв. Как отмечает Baza, объектом диверсии снова стал состав с топливом: 4 цистерны полностью выгорели, еще две были повреждены огнем. По предварительным данным, топливо разлилось на площади 150 кв. м.
Источники «РБК-Украина» утверждают, что взрыв в Северомуйском тоннеле был организован Службой безопасности Украины (СБУ). Ту же информацию со ссылкой на собеседника СБУ позднее подтвердил СNN. Источник CNN заявил, что объект взрыва был выбран исходя из того, что тоннель БАМа — это «единственный крупным железнодорожный маршрут между Россией и Китаем».
В пятницу источник «Украинской службы Би-би-си» заявил, что новый взрыв также был организован спецслужбами Киева. Новый состав «попал в ловушку СБУ», когда объезжал Северномуйский тоннель по обходному пути, сказал источник.