Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), одним из владельцев которого является холдинг USM миллиардера Алишера Усманова, получил разрешение от правительства начать маркировать радиоэлектронную продукцию.
Согласно постановлению кабмина, с которым ознакомился РБК, маркировку начнут наносить в экспериментальном режиме с 1 декабря 2023-го по 28 февраля 2025 года.
«Эксперимент будет проведен в отношении светотехнической продукции и ее компонентов. Участие в нем будет добровольным», — говорится в документе. Тестовый период необходим, чтобы отработать порядок взаимодействия участников оборота с системой маркировки, отмечается в постановлении.
Под маркировку попадут: розетки, соединители и контактные элементы для проводов и кабелей, лампы, приборы освещения или визуальной сигнализации, фонари, прожекторы и т. д.
При маркировке продукции каждая единица получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара — от производства до утилизации. Однако один код обходится производителям в 0,5 руб. без НДС, которые идут ЦРПТ.
ЦРПТ работает на основе государственно-частного партнерства. По последним официальным данным компания на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова. Также долями по 25% в ней владеют «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. Пресс-служба ЦРПТ утверждает, что USM Усманова "уже длительное время является миноритарным участником ЦРПТ с долей менее 25%", однако отказывается раскрывать актуальную структуру акционеров компании.
Ранее правительство ввело обязательную маркировку для меховых изделий, лекарств, обуви, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, табака, молочной продукции и питьевой воды. Маркировка привела к росту цен на товары, поскольку производители должны были закупать дорогостоящее оборудование, чтобы размещать коды ЦРПТ на упаковках.
На этом фоне ЦРПТ резко увеличила выручку. В 2019 году, когда маркировка только вводилась, выручка компании составляла 2,7 млрд руб., но уже в 2020-м она выросла более чем в два раза — до 7,1 млрд руб.
Маркировка — это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами, отмечал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.