Премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко утвердил Положение о порядке оформления выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси. Новостные ресурсы интерпретировали этот документ чуть ли не как возвращение практики советских времен, когда покинуть СССР можно было только с разрешения «компетентных органов» и после длительных мытарств.
Пока это ложная тревога.
Никаких существенных нововведений по сравнению с ранее существовавшими правилами юристы не заметили. Беларусы, уезжающие в другие страны на ПМЖ, могут просто игнорировать требование государства подавать соответствующее заявление в МВД и получать разрешение. На лице гражданина ведь не написано, покидает он родину на пару дней или намеревается променять «центр Европы» (по версии Александра Лукашенко) на какую-то «окраину».
Однако и без законодательных ноу-хау ограничений в этой сфере становится всё больше. Еще четыре года назад возможности у беларусов отправиться в путешествие были куда шире. Авиарейсы, например, связывали Минск с другими европейскими столицами, и казалось, так будет всегда.
Первый удар по свободе передвижения нанесла пандемия ковида. Когда коронавирус стал отступать, жизнь вроде начала налаживаться, но тут Александр Лукашенко решил показать, кто в доме хозяин. Белорусские силовики обманным путем добились посадки в Минске рейса Ryanair Афины – Вильнюс, чтобы арестовать парочку рядовых оппозиционеров, находившихся на борту.
После этого инцидента Евросоюз моментально прекратил авиасообщение с Беларусью. А железнодорожное к тому времени еще не возобновилось после пандемии.
В былые времена из белорусской столицы в литовскую можно было добраться на поезде за три часа. Сейчас остались только автобусы, но и с ними не всё так просто.
Кризис с мигрантами, которые с территории Беларуси активно штурмовали (и до сих пор проверяют на прочность) границы с соседними странами Евросоюза, более чем серьезно отразился и на добропорядочных гражданах. Проверки на границах стали более тщательными и долгими, а очереди порой растягиваются очень надолго. Даже рейсовым автобусам, едущим из Беларуси в Польшу, порой приходится ждать на границе по 12 и более часов.
Это связано в том числе с тем, что многие пропускные пункты закрыты. Например, на белорусско-польской границе работает только один пассажирский переход из пяти. Остальные поставлены Варшавой на паузу, чтобы пресечь потоки контрабанды и в знак протеста против репрессий в отношении польского меньшинства в Беларуси.
Режим Лукашенко, в свою очередь, тоже создает дополнительные препоны. Белорусские пограничники порой искусственно тормозят прохождение контроля туристическими автобусами и частными автомобилями. Мало того, спецслужбы устраивают выборочные проверки во время пересечения границы, изучая гаджеты граждан на предмет подписки на независимые медиа. Если таковые обнаруживаются, то вместо заграницы вполне реально отправиться в камеру СИЗО.
В результате всего вышеперечисленного практически уничтожен бизнес «челноков», которые на протяжении многих лет регулярно катались на «закупы» из Брестской и Гродненской области в близлежащие города Польши и Литвы, а потом дома перепродавали купленные по дешевке товары.
Раньше белорусы были абсолютными лидерами по количеству шенгенских виз на душу населения. Консульства охотно выдавали многоразовые визы на 3–5 лет. Сейчас получить заветную наклейку в паспорт стало гораздо сложнее. Резко возросло количество отказов в выдаче визы.
— Сейчас виза на полгода считается подарком судьбы, а на год — просто чудом, — сказала онлайн-медиа «Салідарнасць» сотрудница турагентства.
Лукашенковская пропаганда, с одной стороны, обвиняет Запад в дискриминации беларусов, а с другой, призывает граждан не поддаваться тлетворному влиянию.
В одном из ток-шоу в качестве страшилки прозвучало, что во время войны с Наполеоном «русские офицеры пришли во Францию, увидели, как там люди живут, вернулись сюда и произвели декабристское восстание».
— Они побывали, увидели, что там лучше, приехали сюда и решили сделать так и у нас, — возмутился спикер.
Поэтому абсолютно все беларуские госслужащие теперь выезжают за рубеж только по специальному разрешению. Чиновник должен за 10 дней до даты поездки за границу написать заявление, в котором прописано, в какую страну он едет (если транзитом – то через какие страны), указаны цель поездки, адрес и свои контакты для связи.
В общем, граждан Беларуси постепенно приучают сидеть дома. Ездить за границу пока не запрещают, но разными способами отбивают охоту к путешествиям. Вполне возможно, это делается сознательно, чтобы, когда подавляющее большинство беларусов отвыкнет от поездок за границу, действительно вернуть «выездные визы», существовавшие когда-то в СССР, и не столкнуться с массовым возмущением.
А пока кошке рубят хвост по частям.
P. S. Ну и мы все знаем, что РФ пунктуально следует беларусской практике. Ждем-с.