Власти Китая назвали не соответствующей действительности информацию о намерении построить подводный тоннель в Крым вместе с Россией. «Что касается ложных сообщений, я не буду их комментировать», — заявил официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Ван Вэньбинь на пресс-конференции (цитата по «РИА Новости»).
О планах строительства тоннеля сообщили украинские спецслужбы, которые перехватили электронную переписку между представителями Китая и России. The Washington Post (WaPo) подтвердила ее достоверность с помощью других источников. В том числе газета выяснила, что недавно в Крыму был зарегистрирован российско-китайский консорциум с участием людей, упоминаемых в переписке.
В одном из писем говорилось, что заниматься строительством тоннеля будет государственная компания Китая Chinese Railway Construction Corporation (CRCC). Гендиректор консорциума в Севастополе Владимир Калюжный уведомил об этом постпреда Крыма при президенте России Георгия Мурадова, который также занимает должность зампреда Совета министров республики.
В беседе с корреспондентом WaPo Калюжный назвал разговоры о тоннеле «пустой болтовней», после чего заявил, что не будет ничего говорить «вражескому СМИ» и бросил трубку. CRCC не ответила на запрос о комментарии. С упоминаемым в письмах вице-президентом и заместителем гендиректора международного подразделения компании Сю Хуасяном связаться не удалось.
Однако содержание электронных сообщений свидетельствует о стремлении Китая сохранить секретность в работе над проектом, поскольку подобная деятельность запрещена санкциями США, введенными после аннексии Крыма в 2014 году. CRCC указала, что готова участвовать в строительстве тоннеля только при «строгом соблюдении полной конфиденциальности», и во всех контрактах название компании будет заменено на «другое, неаффилированное юридическое лицо», говорится в одном из писем. В другом письме упоминается китайский банк, готовый «конвертировать свои долларовые средства в рубли для их перевода в Крым с целью финансирования проектов» консорциума.
По оценке экспертов, подводный тоннель на полуостров был бы самым длинным в Европе и сравнимым по масштабам с тоннелем между Данией и Германией, который строился восемь лет и обошелся более чем в $8,7 млрд. Но на тоннель в Крым потребуется гораздо больше времени из-за проблем с обеспечением безопасности.
Из-за угрозы ударов со стороны Украины консорциум вряд ли сможет использовать современные технические средства — такие как дноуглубительные суда, сказали WaPo эксперты по строительству таких сооружений. Поэтому придется действовать традиционным методом — прокладывать тоннель с помощью горизонтального бурения. В этом случае нанести удар по нему можно будет только в месте начала.