Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

WaPo: Россия договаривается с Китаем о строительстве тоннеля в Крым

Крымский мост после взрыва заминированного автомобиля
Крымский мост после взрыва заминированного автомобиля Security Service of Ukraine / AFP

Одна из крупнейших компаний Китая вместе с близкими к власти российскими бизнесменами может взяться за строительство тоннеля под Керченским проливом в Крым. Российские власти опасаются, что попытки Украины подорвать Крымский мост (было уже две успешных диверсии) будут продолжаться еще много лет.

О планах строительства тоннеля The Washington Post (WaPo) сообщили украинские спецслужбы, которые перехватили электронную переписку между представителями Китая и России. Газета подтвердила достоверность писем с помощью других источников, в том числе обнаружив данные о том, что недавно в Крыму был зарегистрирован российско-китайский консорциум с участием людей, которые упоминаются в переписке.

Из девяти человек – основателей консорциума шесть не названы, отмечает WaPo. Российские законы позволяют скрывать такую информацию, чтобы защитить людей, попавших под западные санкции. Среди таковых – друг Владимира Путина Аркадий Ротенберг, компании которого строили Крымский мост и сейчас участвуют в прокладке железной дороги на оккупированной Россией территории Украины вдоль побережья Азовского моря.

В письмах, которыми в последние недели обменивались представители консорциума, говорится, в частности, о встречах с китайскими представителями в Крыму. В одном из них отмечается, что государственная Chinese Railway Construction Corporation (CRCC) «готова обеспечить реализацию железнодорожных и автомобильных строительных проектов в Крымском регионе». CRCC, проложившая в Китае множество автомагистралей и железнодорожных путей и несколько лет назад участвовавшая в строительстве московского метро, не ответила на запрос WaPo о комментарии. Топ-менеджер консорциума в Севастополе отказался отвечать на вопросы о тоннеле, когда с ним связался репортер газеты.

В октябре Владимир Калюжный, в найденных WaPo документах названный генеральным директором консорциума, написал электронное письмо Георгию Мурадову, который с 2014 г. является постоянным представителем Республики Крым при президенте РФ (а также занимает должность заместителя председателя Совета министров Крыма). Калюжный пишет:

[У меня есть] письмо от наших китайских партнеров о готовности одной из крупнейших компаний Китая, CRCC, участвовать в качестве генерального подрядчика в строительстве тоннеля под Керченским проливом.

В беседе с корреспондентом WaPo Калюжный назвал разговоры о тоннеле «пустой болтовней», после чего заявил, что не будет ничего говорить «вражескому СМИ» и бросил трубку.

В электронных письмах упоминаются переговоры консорциума c топ-менеджером CRCC по имени Сю Хуасян; так же зовут вице-президента и заместителя генерального директора международного подразделения компании. Связаться с ним WaPo не удалось.

Переписка свидетельствуют о стремлении Китая сохранить секретность (с 2014 г. действуют санкции США, запрещающие работать в Крыму). CRCC будет участвовать в проекте только при «строгом соблюдении полной конфиденциальности», и во всех контрактах название компании будет заменено на «другое, неаффилированное юридическое лицо», говорится в одном из писем. В другом упоминается китайский банк, готовый «конвертировать свои долларовые средства в рубли для их перевода в Крым с целью финансирования проектов» консорциума.

Американский чиновник, занимающийся проведением санкционной политики, посчитал бы странным, если бы крупные китайские компании или правительство страны поддержали такой проект. Как из-за действующих американских санкций, так и потому, что «он, похоже, будет легкой целью для Украины».

Из-за опасности украинских ударов консорциум вряд ли сможет использовать современные технические средства, такие как дноуглубительные суда, сказали WaPo эксперты по строительству таких сооружений. Поэтому придется действовать традиционным методом – прокладывать тоннель с помощью горизонтального бурения. В этом случае нанести удар по нему можно будет только в месте начала.

По оценке экспертов, такой тоннель был бы самым длинным в Европе и сравнимым по масштабам с тоннелем между Данией и Германией, который строился восемь лет и обошелся более чем в $8,7 млрд. Но на крымский тоннель, скорее всего, потребуется гораздо больше времени из-за проблем с обеспечением безопасности.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку