Как и в случае с товарными и технологическими санкциями, Россия активно ищет способы обойти санкции информационные. И находит их. Пропагандистский ресурс Russia Today, запрещенный в Евросоюзе, создал не менее 19 сайтов-зеркал, через которые пытается добраться до европейской аудитории.
«Санкции против государственных СМИ лишь частично сократили способность Кремля распространять дезинформацию в ЕС, – сказал Bloomberg Феликс Картте, директор по ЕС аналитической группы Reset. – Его пропагандистская машина быстро находит лазейки в новых регулирующих нормах». Хотя под санкции, которые начали вводиться 2 марта 2022 г., попали более десятка российских СМИ, наибольший охват международной аудитории был у RT и Sputnik, они же активнее всех пытаются обойти ограничения, свидетельствует анализ Reset.
Одно из открытых RT зеркал называется Swentr.site, или RT news наоборот. Этот сайт уже через три дня после введения санкций зарегистрировала АНО «ТВ-новости», управляющая RT, согласно базе данных о регистрации доменных имен WHOIS. На нем, как и на других подобных сайтах, размещаются те же материалы, что и у RT. Sputnik пытается распространять свои сообщения, в частности, через sputnikglobe.com.
Правда, масштабы у двойников совсем другие. В октябре Swentr получил почти 3 млн кликов, тогда как RT.com, несмотря на блокировку во многих западных странах, – 141 млн, по данным платформы Semrush, отслеживающей интернет-трафик. Несмотря на некоторые попытки обойти санкции, они эффективны, настаивает заместитель председателя Еврокомиссии Вера Юрова, отвечающая за противодействие дезинформации: «Никто не может найти эти источники, пролистывая каналы. А в интернете поисковые системы и агрегаторы новостей не выдают по ним результатов». Еврокомиссия знает о существовании сайтов-зеркал и совместно со странами ЕС добивается эффективной реализации санкций, говорит Юрова.
Ссылки на Swentr и другие зеркала размещаются в соцсетях, где российские пропагандисты тоже ведут активную деятельность. В сентябрьском докладе Еврокомиссия назвала X (бывший Twitter) крупнейшим источником дезинформации. Одна из главных стратегий ее масштабирования – взять контент из вроде бы независимого источника и массово его распространить через связанные с государством издания и официальные аккаунты госСМИ в соцсетях.