Затягивание более чем на год войны в Украине, которая должна была закончиться триумфальным маршем по Киеву через несколько дней, стало сказываться на отношении россиян к армии. Такой вывод делает социологическая служба Gallup.
Доверие населения к государственным институтам при Владимире Путине только укреплялось — по мере того, как он поднимал его «с колен» и рассказывал о возрождении великой державы, которой все должны бояться. Силовые разгоны полицией несогласных с политикой Кремля и нескончаемая череда судебных решений об административном и уголовном наказании за дискредитацию российской армии, фейки, экстремизм и проч. вкупе с отъемом одной за другой гражданских и конституционных свобод только укрепили доверие к власти (по крайней мере в разговорах с социологами).
Тем удивительнее, что вооруженные силы, всегда пользовавшиеся наивысшим доверием россиян, стали единственным институтом, отношение к которому в 2023 г. ухудшилось, отмечает Gallup. Если в 2022 г. армии доверяли 80% респондентов, то летом 2023 г., когда проводился опрос, — 75%. Не доверяют ей теперь 24%, тогда как год назад — 10%.
Причем ухудшение отношения было тотальным, вне зависимости от демографической группы: авторитет вооруженных сил оказался подорван в глазах мужчин и женщин, молодых и пожилых, богатых и бедных.
Доверяете ли вы этому институту (% положительных ответов)
зеленый — полиция, синий — вооруженные силы, голубой — финансовые компании/банки, коричневый — судебная система
Источник: Gallup
Свою роль мог сыграть и мятеж Евгения Пригожина, который, обвинив армейское руководство в некомпетентности и предательстве, захватил Ростов-на-Дону и организовал «марш справедливости» на Москву, отмечает Gallup.
Война в Украине идет уже больше полутора лет, хотя перед вторжением Путин неоднократно рассказывал о том, какая у России сильная армия, какими суперсовременными видами оружия она обладает и насколько ничтожны ее противники. По данным военных США, Россия потеряла убитыми уже около 120 000 человек, ранеными — от 170 000 до 180 000. Причем такую оценку американские чиновники давали еще в августе.
После этого российская армия в октябре начала штурмовать Авдеевку — город неподалеку от Донецка, в котором до войны насчитывалось более 30 000 жителей, а сейчас осталось лишь около 1400. При этом самоубийственная тактика — задавить противника массой солдат, которых волна за волной бросают на украинские огневые позиции, — осталась неизменной со времен битвы за Бахмут, где погибли десятки тысяч российских военнослужащих.
«Они идут, как зомби», — сказал The Wall Street Journal рядовой Богдан Лысенко из 47-й отдельной механизированной бригады ВСУ, ведущий огонь из автоматической пушки американской БМП Bradley. По словам украинских бойцов, противнику иногда даже удается захватить какой-нибудь объект, просто потому что у них заканчиваются патроны, тогда как российские солдаты продолжают идти по трупам сослуживцев.
Несмотря на частичную мобилизацию, бегство из страны сотен тысяч человек, падение курса рубля, ускорение инфляции, доверие населения к руководству страны за последний год даже выросло — с 66% до 68%. Но среди тех, кто не одобряет деятельность властей, позиции армии оказались подорваны сильнее, отмечает Gallup. До 2018 г. такой тенденции вообще не наблюдалось: доверие к армии росло вне зависимости от отношения респондентов к руководителям государства. Затем оно стало снижаться и за последний год упало с 51% до 40%, минимального уровня с 2006 г., когда стали собираться данные.
Среди одобряющих действия руководства страны доверие к вооруженным силам превышает 90% с 2016 г., и за последний год оно снизилось с 93% до 90%.
Доверяете ли вы вооруженным силам (% положительных ответов)
зеленый — среди россиян, одобряющих деятельность руководства страны, коричневый — среди россиян, не одобряющих деятельность руководства страны
Источник: Gallup
Разрыв в отношении к армии в 50 процентных пунктов между одобряющими и не одобряющими действия руководства страны — один из самых значительных в мире за всю историю опросов Gallup. Недовольные политикой Кремля россияне все более критично смотрят на вооруженные силы. Сохранение этой тенденции может «осложнить усилия российского руководства по обеспечению общественной поддержки конфликта, в котором оно до сих пор не может победить», пишет Gallup.